Найти тему
InFocus

ГАГАРИН КАК МЕЧТА

В тот день, 12 апреля 1961 года, нас никого не было на Земле… Целой страны под названием Советский Союз…

Под позывные, заставлявшие трепетать сердца, под торжественный голос Левитана, сообщающий миру о первом полете человека в космическое пространство, под звуки ликующих маршей весь Советский Союз, словно преодолев все мыслимые и немыслимые законы Вселенной, устремился вслед за Гагариным в новый эон человеческого существования.

       Вряд ли знал во времена Грозного холоп Никитка, смастеривший деревянные крылья и пытавшийся взлететь с колокольни в Александровой слободе о легендарном полете Икара, о Леонардо да Винчи, выразившего свою мечту о полете человека в набросках чертежей первого летательного аппарата… Сам дошел холоп, своим умом: не вечно будут люди цепляться за земное краткосрочное пребывание и отважился взлететь на глазах у пораженной его дерзостью толпы… Будто предвосхищая образы и мысли Гавриила Державина из его знаменитой оды:

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? – безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ Податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в бессмертие Твое. 

Юрий Гагарин и Че Гевара
Юрий Гагарин и Че Гевара

Только позже открылось: «смертну бездну» перешло «бессмертное бытие» человека 12 апреля 1961 года, второй раз в ХХ веке. А первый, когда взвился советский флаг над Рейхстагом, знаменуя великую Победу над силами Абсолютного зла. Заполнив улицы и площади городов, как тогда, в 45-ом, люди переживали необыкновенную радость и единение, и мне выпало счастье еще школьницей переживать происходящее в тот день вместе со всеми, что в нехитрых строках, но с предельной искренностью выразил один сегодня уже забытый поэт.:

Друг друга чувствуя сердцами,

семьею были мы одной.

И не при нас,

а вместе с нами

летел «Восток» сверхскоростной.

       Вместе с нами… С холопом Никиткой… С приговоренным к смертной казни революционером Николаем Кибальчичем, рисовавшим в свои последние дни на стенах каземата Петропавловской крепости чертежи летательного аппарата. Вместе с Николаем Федоровым, родившемся в безвестной деревеньке Ключи Тамбовской волости, создателем до сих пор немногими понятой до конца философии эволюционного космизма, провидевшем превращение Земли в космический корабль («земноход»), когда Земля, сойдя со своей орбиты, уйдет во вселенские просторы по самостоятельно прокладываемому курсу. А к этому времени все народы планеты станут единым, нравственно и духовно преображенным человечеством, братством, и Вселенная превратится в Храм…. Идеи федоровского космизма  добавили особую глубину в русскую культуру, в творчество таких выдающихся  мастеров, какА.Н. Белый, В.Я. Брюсов, Н.А. Заболоцкий, В.В. Маяковский, А.П. Платонов, М.М. Пришвин, В.Н. Хлебников, художник Б.Н. Чекрыгин.

-2

        Как своего первого учителя по московским «университетам самообразования», заронившего в него космические мечты, называл Н. Федорова другой великий русский космист, «отец космонавтики», К. Э. Циолковский. Своей гениальной интуицией Циолковский уловил и стал продвигать идею о неизбежности космического будущего человечества, которое достигнет уровня совершенной жизни, будет жить в гармонии с космосом и разнесет эту совершенную организацию жизни по вселенной. Он считал, что выход в космос — необходимый этап развития нашей цивилизации, и процесс космической экспансии, освоения и преобразования все более расширяющейся в пространстве и времени «экологической ниши» человечества будет продолжаться бесконечно: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

       Всякий раз, когда у нас твердят о якобы желаемом для России «вхождении в мировую цивилизацию». Я вспоминаю о русском космизме. Уникальном, особом духовно-интеллектуальном феномене, возникшем в России в конце ХIХ — начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентировался на синтетическое видение реальности, на восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. Здесь приходят на память имена А. Чижевского и «Ломоносова ХХ века» В. Вернадского, П. Флоренского и Н. Бердяева, В. Одоевского и Н. Морозова, Н.К. и Е. Н. Рерихов, а также практически наших современников — А. Дмитриева, Н. Моисеева, А. Казначеева… Молодежь тех лет буквально зачитывалась социально-философской  фантастикой И. А. Ефремова о возможных путях человечества в будущее.

       Невозможно было бы без опоры на это богатейшее наследие ни первыми запустить искусственный спутник Земли в 1957 году, ни отправить человека в Космос в 1961-ом. Это наследие – и есть духовный космодром для гагаринского прорыва, подготовленного выдающимися инженерами и учеными во главе с Сергеем Павловичем Королевым.

       На чем же фиксировались мировые СМИ в начале 1961-го? Уже простой перечень событий многое может сказать о политике разных стран и интересах общественности. Январь — США разорвали дипломатические отношения с Кубой; французы на референдуме проголосовали за предоставление Алжиру независимости; 16 января — расстрелян первый премьер-министр независимой Республики Конго Патрис Лумумба с двумя соратниками; 20 января — 35-м президентом США становится Джон Кеннеди; 79-летний Пабло Пикассо женится на 37-летней модели Жаклин Рок; Китай назвал предложение о дружбе вице-президента США Губерта Хамфри поцелуем Иуды; начало выступлений Битлз; 5 апреля — президент США Кеннеди санкционировал начало военной операции против Кубы…

А вот новости тех дней из Советского Союза: 18 января в ходе 6-й советской антарктической экспедиции на побережье Земли Королевы Мод (80 км от берега моря Лазарева) была открыта полярная станция Новолазаревская; 12 февраля Советский Союз запустил первый в истории человечества космический аппарат к другой планете — автоматическую станцию «Венера-1». И вот вершина событий перед полетом Гагарина. 9 марта запущен советский космический аппарат «Спутник-9» с собакой Чернушкой и манекеном космонавта на борту. Совершив виток вокруг Земли, аппарат успешно приземлился в тот же день.

Юрий Гагарин
Юрий Гагарин

Главным конструктором С.П. Королёвым было принято решение осуществить запуск в космос человека после двух подряд успешных пусков кораблей с собаками. В конце 1960-го — начале 1961 года была изготовлена серия кораблей для лётной отработки в беспилотном варианте. В целях обеспечения надёжности С.П. Королёв запретил вносить изменения в техническую эксплуатационную документацию и расчёты специалистов, подготавливающих корабли к полёту. 

Корабль-спутник «Восток ЗКА № 1» укомплектовали всеми бортовыми системами. На его борту находились собака Чернушка и манекен, в шутку прозванный «Иваном Ивановичем». В грудной полости и «животе» манекена разместили мышей, морских свинок и другие биологические объекты для изучения влияния радиационного излучения. Внутри спускаемого аппарата были помещены семена растений и элементы крови человека. Совершив один виток, корабль приземлился в запланированном районе, в девяти километрах от города Заинска, неподалеку от села Старый Токмак (Татарстан). Программа полёта была выполнена, аппаратура сработала безотказно. Спускаемый аппарат с собакой благополучно приземлился, а манекен был катапультирован. Опыт запуска собак на кораблях «Восток» показал, что определённые сдвиги в их физиологическом состоянии проявлялись после четвертого витка полёта. Это заставило планировать первый предстоящий полёт в космос человека продолжительностью не более одного витка с максимальной автоматизацией режимов управления.

Так что путь человека в космос «был проложен простыми дворняжками», — отмечал в своих воспоминаниях академик Борис Черток. 

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей Миг-17. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково, где Гагарина ожидал грандиозный приём под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». 

Если 12-го апреля народ вышел на улицы городов стихийно, то в день встречи Юрия Гагарина в Москве — 14-го апреля, колонны демонстрантов формировались организованно. А неорганизованные граждане, вроде нас, школьников, беспрепятственно вливались в движущиеся колонны, преодолевая заслоны милиции. Вместе с одноклассниками из 50-ой московской школы с самодельным, наспех нарисованным плакатом «Поздравляем! Гордимся! Космос наш!» я и прошла в одной из колонн по Красной площади мимо трибуны Мавзолея, приветствуя Юрия Гагарина… По всей Москве людские реки перекрывали дороги, на площадях звучала музыка, университетский дворик на Моховой перед Кремлем напоминал муравейник. Тогда казалось, и это настроение выплескивалось в разговоры в учебных классах, в аудиториях институтов, в цехах заводов, на экран ТВ и в радиоэфир: Гагарин был всегда среди нас, этот простой рабочий паренек из смоленской глубинки, таких ребят тысячи, и ничто не остановит порыв страны, чтобы воплотить самые смелые мечты к путешествиям во Вселенной… Сегодня Гагарин – это мечта. Остается надеяться, что мы не разучились мечтать. Не об этом ли стихи советского поэта Михаила Дудина, написанные после первого полета в Космос?

Икары гибнут на лету,

Но через гибели удары

Всё дальше дерзкую мечту

Несут крылатые Икары.

Встречая гибель грудью в грудь

И презирая пораженья,

Они прокладывают путь

Через земное притяженье.

Их души подвигом живут

До предпоследнего усилья,

И к звёздам мужество зовут

Пространством сломанные крылья.

Как звёзды, светят имена

Героев, чьи пути прекрасны.

Глухой Вселенной времена

Над дерзким мужеством не властны.

 

Людмила Лаврова

Читайте больше на нашем сайте