Сита и Урмила отправляются искать запропастившихся кузин. Почему-то в лесу. Сита замечает оленя и решает следовать за ним. Они находят спрятавшихся девочек в лесном гроте.
Рама с матерью и братьями разыскивают на горе лесной ашрам. Царица робеет войти: "Как я посмотрю ей в глаза, что скажу?". Оставив мать сидеть на камне, принцы одни идут к воротам.
Навстречу выходит женщина в желтых одеяниях отшельницы. Смотрит на мальчишек, они на нее. Чувствительный Бхарата уже готов прослезиться. Рама просит отшельницу дать им воды для матери.
Шанта несет кувшин и предлагает сидящей на камне женщине. Царица оборачивается. Шанта роняет кувшин и радостно обнимает мать. Вопреки страхам царицы, дочь счастлива ее видеть. Ее отчужденность в день обряда объяснялась лишь боязнью потерять самообладание. Она счастлива со своим мужем, он святой человек, богатый духовными знаниями, в их семье царят любовь и уважение, ей не за что винить родителей. Да и если на то пошло, решение выйти замуж тоже принадлежало ей самой, ее никто не заставлял. Ей не на кого и не за что обижаться. Короче, царица на ровном месте выдумала себе кучу ужасов и шестнадцать лет выматывала себе и мужу душу и нервы, когда надо было просто навестить дочь и поговорить. Браво, Джабали, ты был стопроцентно прав!
Шанта просит мать не называть ей имен мальчиков: с проницательностью хорошего священнослужителя (или психолога) она сама угадывает имена братьев, которая из жен отца родила их, черты их характера: Бхарата любит рисовать, Лакшмана вспыльчив, но непревзойден в заботе о тех, кого любит, Шатругхана подобен реке, скрывающей мощь за спокойствием, а Рама... ну, Рама -- совершенство :) Шанта просит братьев жить так, чтобы ее отречение, позволившее им родиться, не оказалось напрасным. Мальчики кланяются старшей сестре в ноги и обещают не разочаровать.
Сита приводит отысканных кузин во дворец как раз вовремя: приехал их отец. Джанака благодарит брата и советует ему скорее ехать с женой в завоеванное царство, которое он возглавит. А племянницы... пусть пока побудут здесь. Их отец не возражает: конечно, он будет скучать, но если здесь им лучше, то пусть будет так. Джанака, однако, задает девочкам каверзный вопрос: сейчас они могут остаться вместе, но что будет, когда они вырастут и выйдут замуж? Сита заверяет, что и в этом случае они что-нибудь придумают.
Шанта тепло провожает мать и братьев, обещая молиться за них и навестить с согласия мужа (мужа увидеть не удалось, он в это время совершал аскезы). Она просит от ее имени заверить царя, что ему тоже не в чем себя винить.
Сита с успокоившимися сестренками подглядывают за Джанакой, заключая, что царь слишком занят государственными бумагами, и не сможет рассказать им на ночь сказку. Джанака, заметив девочек, откладывает дела. На вопрос, о чем рассказать, Сита просит повествование о великих людях прошлого. Джанака принимается рассказывать о царях династии Рагху (Харишчандру упомянул, но без подробностей, видимо, чтобы богов не позорить). Сита удивлена и обрадована, услышав, что эта династия существует по сей день. Джанака особо упоминает, что у нынешнего царя Дашаратхи четыре сына, причем старший особенно примечателен.
В Айодхье Кайкейи заводит разговор с царем о планирующемся жертвоприношении коня (ашвамедхе). Она предлагает написать ее родным: кекайи славятся разведением коней, ее брат пригонит целый табун, а она сможет повидаться с родственником... Вскоре Кайкейи убеждается, что царь не слышит ее речей. Из состояния задумчивости и тревоги его выводит лишь приезд Каушальи с сыновьями. Встревоженная Кайкейи вспоминает слова Мантхары о том, что из-за Рамы и старшей царской дочери сама она рискует стать для царя пустым местом. Младшая царица гонит эти мысли, но опасения крепнут и не оставляют ее.
Каушалья прямо на пороге дворца радостно рассказывает Сумитре о встрече с Шантой. Сумитра просит поскорее утешить царя, который с отъезда жены и сыновей ничего не ел.
В Михиле в царскую сабху приводят пленного царя Судханву -- того самого агрессора. Благородное собрание орет и требует казни, победителю -- царскому брату -- приходится прикрикнуть, чтобы все успокоились. Джанака отвечает, что смертные приговоры не в традициях его царства. Лучше отправить пленного царя в изгнание, запретив переступать границы владений царя Джанаки. Присутствующая в зале Сита немедля встревает с каверзным вопросом: отец недавно сам говорил, что земля не может находиться в чьем-то владении, так как же его понимать?
Продолжение следует...