Старый графоман сдул пыль с пишущей машинки и принялся за дело.
Последние почти 2 года я проработал (да, в прошедшем роде, но об этом позже) в некогда весьма перспективной компании с максимально динамичным темпом роста. Компания за считанные годы превратилась в настоящего гиганта своей ниши, расширив диапазон влияния на всю страну. Кадровые места увеличивались, зарплаты были уверенно выше рынка, абсолютно на всех должностных уровнях. Атмосфера, царящая внутри отделов, не вызывала сомнений в дружественном настрое к абсолютно каждому вновь пришедшему. Лучшим примером, описывающим политику взаимоотношений внутри компании, может служить то, что учредитель совершенно спокойно в офисе мог подойти к стажеру и поинтересоваться как дела и все ли ему нравится, делая это почти регулярно! Конечно, опыта работы у меня в других компаниях не много, но меня это впечатлило максимально. Сомнений в правильности выбора не было.
Такое лирическое отступление завершится на том, что этот почти двух летний спринт дал очень серьезную платформу знаний, опыта и примера того, как нужно делать и как ненужно. Дополнительные плюшки в виде полезных и интересных знакомств, частых командировок в совершенно разные города, в последствии форс мажорные ситуации, по настоящему проверяющие тебя на прочность, резкий карьерный рост, вместе с ним рост уверенности в себя, я беру за скобки. При чем все что я описал выше — до буквы правда, от слова совсем.
45 Татуировка в небезызвестной книге Батырева про менеджмент совершенно четко дает понять то, что какой бы яркой и изящной не была карьера где-либо — все однажды заканчивается: или увольняют тебя или увольняешься ты. Все равно кто ты, решает только то, что ты наемный сотрудник. Рано или поздно. Других вариантов нет. Я и моя хорошая связь с этой компанией не исключение :)
Совсем недавно мною были отданы пистолет и значок и я с гордо поднятой головой ушел на пенсию. Здесь не будет ответа на вопрос: почему все так произошло. На это есть свои совершенно объективные причины, и не одна. Главное лишь то, что это произошло без негатива и обид, ни с чьей стороны. Я благодарен им за это время и уверен, что сам привнес в развитие, буквально в физических цифрах, весьма существенные суммы.
Смысл моего повествования заключается в том, что я хочу дать реальные рекомендации тем людям, которые устраиваются или только планируют связать свои трудовые отношения с коммерческой организацией. Компания, в которой я работал, является совершенно классическим примером бизнеса средних размеров со всеми вытекающими. Мой пусть за полтора года проложен от вяканья стажером за прилавком торговой точки в грязном метро, до руководителя сектора (последние 7 месяцев), в котором было от 6 до 11 магазинов и персоналом в прямом подчинении от 30 до 50 человек. В общем я с уверенностью могу заявить — сказать есть что. В первую очередь сказать себе и подчеркнуть таким нехитрым образом главные тезисы, что бы вы не совершали ошибок и не тешили себя инфантильными представлениями о нынешней ситуации в современной все более конкурентной России.
Сразу оговорюсь. Материал 18+ и если вы не умеете в юмор и в здоровую самокритику — лучше не читать. Возможны циничные эпитеты и откровенная издевка.
Часть 1. Оценка компании с твой стороны.
Запомни, друг, не только тебя оценивает компания в лице HR сотрудника, но и ТЫ должен делать выводы — точно ли тебе нужна конкретно эта компания. Никогда не торопись с выводами. Не бойся задавать вопросы на собесе, чем полнее ты нарисуешь картинку у себя в голове, тем лучше ты поймешь — стоит ли оно того. Вопросы в первую очередь показывают твою заинтересованность в вакансии, а не тупость. Но не наглей, у всего есть золотая середина.
Сейчас я расскажу тебе основные вещи, на которые ты должен обращать внимание при выборе работодателя.
1) Денежная мотивация. В любой коммерческой организации, когда ты напрямую влияешь на обороты фирмы, должна быть сдельная оплата труда. Повесить в рамку! Другими словами: порога в зарплате быть не должно, сколько напродавал, столько и положил в карман. Некий определенный процент, соразмерный адекватной зарплате на рынке. Неплохо было бы перед собеседованием изучить среднюю зарплату данной должности и найти нескольких будущих коллег в соц. сетях и ненавязчиво узнать, как обстоят дела на самом деле в данной фирме, относительно з/п. Ибо на собесе могут тебе запихать петарду в пятую точку и ты на ней отправишься покорять вершины за 20 000, вместо обещанных золотых гор. Я, в свое время, просто зашел в один из магазинов, познакомился с сотрудником, в последствии списался и все разузнал. Результат меня удовлетворил. Средняя зарплата была на 20-25% выше рынка, а мотивация за продажи ошарашивала даже весьма скептически настроенных старых пиратов продаж, брошенных со старого корабля.
Запомни: если твоя должность напрямую влияет на объем продаж — никакой фиксы и ставки. Должен быть только минимальный порог за часы, если ты не смог напродавать больше. Но ты на*уй никому не нужен, если будешь просиживать штаны, когда твои непосредственные коллеги приносят кэш себе и фирме. И тебе об этом обязательно скажут, даже ткнут носом.
Если ты обычный офисный боец с конкретными бюрократическими обязанностями и стандартным набором задач — фикса нормальный вариант. Б — безопасность. Но если ты стоишь в первой линии фронта продаж — никакой, мать его, фиксированной ставке. Никакой. Только контракт. Он тебя, кстати, в дальнейшем и будет мотивировать, когда ты поймешь сколько заколачивают топовые сотрудники в твоей должности.
Напоследок объясню, почему сделка лучше фиксы, помимо очевидной денежной выгоды. В твоем генетическом коде, как и у любой другой человекообразной обезьяны, совершенно ясно прописано то, что на ровне с поиском пищи и размножением главной инстинктивной мотивацией служит доминирование. Доминирование в нашем случае это самая большая зп и самое большое количество продаж. Если компания настроена сталкивать между собой сотрудников и устраивать между ними соперничество кто круче — это офигенно. Это просто удар ниже пояса любой макаке, потому что никто не откажется быть самым крутым и все побегут показывать цифры. А вместе с ними и зп. А вместе зп общий позитивный синергический эффект от работы, подкрепленный тоннами эндорфина, когда тебя на всю компанию объявляют топ сотрудником.
Успеваете за мной? Теперь поехали дальше.
2) Динамика развития компании. Не поленись узнать историю. На сайте любой уважающей себя фирмы есть такая информация во вкладке «О компании». Обрати внимание на то, сколько за последние полтора года открыто торговых точек и сколько закрыто (либо офисов). Ты должен знать, растет ли фирма, либо она сокращается. Конечно, есть масса внешних факторов, которые могут напрямую влиять на состояние фирмы. Но общая тенденция должна быть ясна. Плюс или минус. Если минус просто продумай всё еще раз, взвесь за и против. Если компания терпит трудности не стоит корчить из себя героя и вызываться ей помогать. Ты достоин работать там, где движущая сила не оставляет шанса конкурентам. Безусловно, в кризисное время и растет квалификация, так как приходится принимать серьезные и порой неудобные решения, работать больше за меньшие перспективы. А в райский период все легче. Но мы с тобой пришли заколачивать кэш. А там где кэш убывает — скорее всего урезать начнут именно снизу, все ярко отражается на нижнем уровне. Подытожим — узнай тенденцию развития/спада в разрезе года. Если спад — не торопись с выбором. Если позитивно — ставим галочку «ОК» в этом пункте.
3) Корпоративная культура и взаимодействие между персоналом, как вертикальное, так и горизонтальное.
Конечно, совершенно ясно для себя это сложно понять, не поработав, но, как минимум, поинтересоваться об этом нужно. Понаблюдай как взаимодействует персонал между собой в офисе, возможно тебе удастся стать невольным свидетелем каких-нибудь интересных событий (разговор руководителя и подчиненного, дарят подарок на др кому-нибудь, афиши корпоративных мероприятий , стенгазета и тд). Замечай всё то, что может прямо или косвенно сказать об атмосфере внутри. И делай выводы. Этот вопрос на самом деле для меня менее существенен при выборе, как первые два, но он тоже важен, так как если в компании руководители могут себе в открытую позволить сравнивать с говном своих подчиненных, иногда причем при других сотрудниках, нам тут с компанией не по пути. «До свидание» — говорим мы ей. Если ничего подобного не замечено, в компании регулярно проходят мероприятия и все более менее позитивно — смело ставим плюс в этом пункте.
4) Внешнее состояние будущего рабочего места.
Попроси показать тебе отдел в офисе, либо магазин, короче твое будущее место работы. Физически показать. Просто оцени удовлетворяет ли тебя состояние. Конечно, все зависит от аппетитов конкретного соискателя, но порой можно подчеркнуть для себя какие-то сверх негативные моменты, например минимальное пространство между сотрудниками, отсутствие свежего воздуха, отсутствие еще каких-либо моментов. Плохие магазины, в которых вы явно не сможете работать просто потому, что вам будет отвратно там находиться. Ну вот так. Это бывает. Но на своем опыте могу сказать, вне зависимости от состояния места — везде можно работать и везде можно изменить ситуацию, если взять на себя ответственность. Мне приходилось работать как в топовых магазинах, так и в магазинах, находящихся в каких-то богом забытых e*****. Я работал в офисе. Я не придираюсь к этим моментам, по этому мне было почти одинаково комфортно везде.
5) Почитай отзывы о работодателе.
Обязательно зайди на ресурсы, где сотрудники оставляют свои оценки и комментарии о работе в конкретной фирме. Я сам лично так делал и узнал о фирме оттуда больше, чем на собеседовании. Но главное правило — включай критическое мышление и выбирай отзывы за актуальный год. Бывают д***** сами соискатели, очень часто причем, но бывают отличные отзывы с весьма конструктивной оценкой. Там ты как раз сможешь в общем виде понять все 4 вышеупомянутых момента. Сайтов для этого множество, самые популярные:
https://pravda-sotrudnikov.ru/
Данное действие избавит тебя еще больше от сомнений и поможет трезво оценить будущее место, в котором ты будешь проводить до 70% осознанной жизни (при 40 часах в неделю — современная норма России. Причем такая прям еще позитивная и далеко не везде).
Итак, мы разобрались в том, как здраво оценить коммерческую организацию на предмет того, подходит ли она для тебя. Держи всегда в голове то, что не ты борешься за фирму, а компании бьются за тебя. На каждого аттестованного сотрудника от момента его поиска в интернете средняя компания тратит от 40 000 рублей. Туда входит работа отдела персонала, тренерского отдела, все издержки на обучение и так далее. А если ты еще и мать его в чем то разбираешься — за тебя рынок устраивает войну! Потому что все меньше и меньше образованных кадров, реально образованных, я не имею в виду синие бумажки об окончании какого то вуза средней руки. Я беру реальный опыт и практические знания. Трудовая книжка под рукой с хорошей историей и бывшими руководителями, готовые в любой момент поручиться за тебя плюс навыки работы в потенциальной должности, энергия и готовые решения — вообще просто ключ к широкому выбору компаний. Ты красавчик, который стоит дорого! Помни это. Но это скорее то, как ты должен себя чувствовать и транслировать будущему руководителю, в реальности будь для себя самым строгим судьей и находись в состоянии «не знаю, готов научиться». Всегда!
Часть 2. Инфантильные представления о собственных целях в рамках компании. Бабки.
Вот тут надо четко врубиться в то, что я сейчас напишу. Часто слышите такие фразы как: «ну мне важен коллектив, мне важно ходить на корпоративы, мне важен красивый офис, мне важны нетривиальные задачи мне важна атмосфера, мне важно то, сё»? Вероятно иногда сами их и произносили. Чушь редкостная. В том случае, если вы идете в коммерческую организацию. Цель любой фирмы — прибыль. И ее рост. Если ты идешь на работу за взаимодействием с кем-то или полить цветы или сходить покурить в красивую курилку, перед этим обязательно испив из кулера — ты не нужен этой компании. Любое звено должно давать прибыль. Косвенно или прямо. Любое. Если твоя работа прямо влияет на получение прибыли компании и обороты, при этом у тебя сдельная оплата труда — запомни , ты идешь на работу ТОЛЬКО за деньгами. Только! Не нужно собирать инфантильную чушь обо всем, что не касается денег. Только деньги. Только пути повышение зп. Потому что от твоей зп прямо пропорциональны объемы твоих продаж, которые влияют на чистую прибыль и процветание фирмы. Любому НОРМАЛЬНОМУ и ТРЕЗВОМУ руководителю хочется держать у себя под боком только нацеленных на бабки подчиненных. Если ты заряжен зарабатывать, поверь, ты обязательно будешь работать результативно и стабильно. А если у тебя реальная жизненная потребность в деньгах (ипотека, амбициозные цели большой покупки, путешествия и тд) и нужный объем может дать компания вообще идеально. Шанса заниматься отвлеченными вещами не будет.
А теперь перевернем ситуацию и представим, что при любом раскладе ты получаешь 40 000. Поработал хорошо, получил 40 000. Ковырялся в носу получил 40 000. Зачем работать больше, когда не видно разницы? Прямой рычаг, который не дает шанса человекообразному бабуину напрягаться. Зачем? Мозг экономит ресурсы, что является совершенно нормальным биологическим процессом. Какая разница, все равно фиксированная оплата. Делай программу минимум, что бы не уволили. Но не все так плохо, конечно же. Существует огромная армия персонала совершенно из разных областей, чьих стимулом служит безопасность и стабильность. Кто-то полетит с 9 этажного дома на батут за миллион, а кто-то всю жизнь будет работать за 10 000, зато уверенно смотрит в будущее. Неважно какого цвета оно будет. Первый разобьется, а второй будет жить. Утрированный пример, главный посыл которого — для каждого счастье своё. Если кому-то удобно получать меньшую зп, но стабильно — это может служить стимулом, почему нет. Как вы понимаете, я не особо сторонник такого подхода.
Часть 3. Развитие — наше все.
Короче, что бы в той ситуации, которую я описал, получать каждый раз все больше денег — необходимо развиваться. «Банально , понятно, что ты пишешь, давай волшебные таблетки». Но тут все не так просто, мой друг. Многие под развитием понимают вещи, совершенно не относящиеся к прямому увеличению зп в конкретной нише и компании.
Реально, для очень многих развитие это читать книжки в метро, а еще лучше аудиокнижки. Какой-нибудь Ремарк. Ну или Бегбедер.
«Ну а что?! Читаю же! Развиваюсь! А еще хожу на йогу по пятницам.» (С) типичный современный сотрудник на рынке.
Полный бред. Если ты ходишь на работу за деньгами, то все твое развитие должно заключаться в узконаправленном профильном изучении предмета работы и практике. Короче, что бы научиться руководить нужно читать книги по менеджменту и идти применять в работе, а не думать, что йога сможет меня приблизить к более эффективной работе. Может, вероятно, но примерно как и сидение перед теликом. Вспоминаем принцип Паретто. Не путаем развитие с досугом и хобби.
Развитие бывает 2 типов: линейное и вертикальное. В здоровой и адекватной коммерческой организации должен существовать такой же здоровый карьерный рост, беспрепятственный для любого желающего (если он подходит под требования). Сразу оговорюсь, я не считаю, что руководитель отдела продаж должен быть идеальным продажником. В этом нет прямой зависимости. Короче, что бы быть руководителем нужно руководить, а что бы быть продажником надо продавать. Это разные вещи, между собой не связанные. Мощнейший руководитель может быть худшим продавцом и наоборот. Специфика работы различается, области другие.
Отвлеклись, так вот. Если ты считаешь себя здравомыслящим человеком, который со всей ответственностью относится к будущей работе — четко для себя пойми, что ты будешь гнаться за карьерным ростом точно так же, как и за бабками. А это кстати уже связано между собой, если организация, повторюсь, адекватная. У руководителей продажников тоже своя мотивация, завязанная на результатах подчиненных и его отдела в целом. Карьерный рост — это рост в зп, доминантность в иерархии таких же бабуинов, но чуть менее целеустремленных и адаптивных , чем, как оказалось, ты, больший респект и авторитет. Все прям реально как у обезьян. Совершенно инстинктивные животные мотивы. И это… Хорошо! Потому что за любым карьерным ростом следует человеческое рассудочное развитие. Лобные области заполняются нужной информацией, нейроны создают новые связи и церебральный метаболизм ускоряется, на глазах омолаживая и освежая тебя. Все круто в этом.
Как понять развиваешься ты или нет? Сравни зарплату в разрезе полу года. Если динамика положительная — все ок. Нет — проанализируй проблему и найди решение. Постоянный цикл.
Я, как только познакомившись со своим первым руководителем (на тот момент мне было почти 19, а ему 21), поставил цель обогнать его, он тогда был самый молодой руководитель за все 17 лет компании, и стать руководителем в 20 лет. Как мы узнаем в последствии свою цель я достиг. В 20 лет, спустя год после прихода в фирму, прошел испытательный срок на должность руководителя и стал им, проработав на ней без малого почти год, периодически становясь самым результативным сотрудником отдела руководства розницей, стабильно выполняя план. А бывший руководитель, покинув свой пост спустя время вернулся и уже работал в моем секторе. Бывает в этой жизни всякое.
Это я так, немного повыеживался, естественно важно не поставить рекорд, а удержать его. Удержать его надолго я не смог, но, что бы сделать два шага вперед, однажды нужно сделать шаг назад. Так вот себя и утешаю. Поехали расскажу еще несколько важных вещей.
Часть 4. Дружба — не про работу.
Сверхличным отношениям внутри коллектива — бой. Любой трудовой коллектив это команда и никак не семья. Многие путают эти понятия. В семье можно про***ться и забить на что-то, в команде нельзя. Нельзя давать спуску тем, кто злоупотребляет хорошим отношением к себе.
Ставьте всегда на место того, кто не выполнил свою работу, как бы вы вне работы не взаимодействовали. Будь то друг, будь то мама, будь то папа. Однажды их очередной косяк может очень сильно повлиять на вас и ваше будущее в компании. Прочитайте теорию разбитых окон, там очень точно это описано.
Если твоя подчиненная красивая барышня, а ты молодой руководитель — не вздумай положить на нее глаз, даже вне работы. Это очень сильно скажется на ее отношении к тебе в работе. Даже если ты такой же сотрудник как и она. Служебный роман самое тупое, что может быть. Человек — стадное животное, обязательно будут сплетни, обязательно будут взгляды. Обязательно ты не сможешь нормально взаимодействовать с этим человеком по рабочим вопросам. Ну не бывает так,что, выходя из офиса, ты хлопаешь ее по попе и вы уезжаете в закат, а на утро как ни в чем не бывало решаете вопросы стратегического развития. Не бы ва ет. И точка. Так же и между парнями с пивом после работы, упаси боже. Никакой дружбы на работе быть не может.
Из этого вытекает следующий важнейший тезис: нельзя никому верить и доверять. Каждый сам за себя, мир это сборище эгоистов и какой бы близкий тебе не был человек — своя шкура для него ближе. И за место под солнцем он сожрет тебя, не задумываясь. Каким бы ты не был милым зайчиком, который всегда его поддерживает. Вообще забудь про это. Каждый сам за себя. Взаимовыручка в трудную минуту и рука помощи в форс мажорах — нужно! Но не следует из этого делать вывод, что кто-то поможет тебе. И не нужно на это давить, мол «я же тебя тогда выручил». Если что-то делаешь, делай это без мысли о том, что твою жопу потом спасут. Забудь и забей. Помогут — отлично. Не помогут — а ты к этому готов и не строишь иллюзий. И ты не обязан никому, если тебя выручили. Ты обязан ровно столько, сколько тебе позволяет твоя совесть. Остальное неважно.
Современный преуспевающий бизнес — это сборище пираний и жесткого искусственного отбора, в котором выживает самый адаптивный к изменениям бабуин. Будьте готовы держать удар и отвечать за то, что говорите.
Часть 5. Отдых по расписанию.
Когда ты работаешь в режиме «нон-стоп» совершенно необходимо иметь хобби, которое будет отвлекать от работы. Хобби — это занятие, диаметрально противоположное области, в которой работаешь, приносящее максимальное эмоциональное удовлетворение и НИКАК не связанное с денежным интересом.
Лучшие решения приходят не тогда, когда ты сидишь над актуальной задачей и усиленно трешь лоб в надежде выжать из себя хоть что-то, а в момент, когда ты расслаблен и занимаетесь чем то отвлеченным. Осенило!
Не замечали? Такой парадокс связан с тем, что занимаясь сторонними вещами ты стимулируешь создание новых нейронных соединений, которые могут помочь ответить на затруднительный вопрос в работе. Но не путай с деградацией в парке с бутылкой пива. Хобби — это умственный процесс. Это занятие.
Высокоэффективного сотрудника отличает в первую очередь то, что он умеет вовремя переключиться и регулярно посвящает себя каким-то «душевным» (не путать с «душным») делам во вне рабочее время. Качество работы — это не количество минут, проведенных в стенах офиса.
Я совершил эту ошибку. В последствии, уверен, именно это мне внесло ложку дегтя, разбодяжившую всю бочку с медом. Я на протяжении полу года работал почти 24/7, отдавая всего себя работе. И делал это на энтузиазме, совершенно не задумываясь о том, как мне отвлечься. Я , под грузом ответственности, просто зажал себя тисками и перегорел. У меня не было хобби, даже просто куда-то сходить я почти не мог себе позволить, за редким исключением. Работа в выходные дни, работа после конца дня. Решение проблем и ночью. Все было. Хобби не было. Я кроме работы и учебы почти ни о чем не думал.
Как итог моя личная рабочая динамика стала выдыхаться. Все должно быть в балансе. В последствии моя должность и, казалось бы, нереально крутой рост, перестали приносить мне удовлетворение. Не забывай про хобби и отвлечение, это реально очень и очень важная вещь. Твое душевное состояние зависит напрямую от этого. Будешь хорошо себя чувствовать — и в работе все будет окей.
Лирика.
Подчеркивая все вышесказанное помни о том, друг мой, что идя работать в коммерческую компанию на оборотообразующую должность — у тебя должна быть сдельная оплата труда. Главная и единственная задача на работе — повышать свой уровень зарплаты. Лучший путь для этого — карьерное развитие и развитие профильное. Перед тем, как принять окончательное решение и подписать трудовой договор взвесь все за и против (см. главу №1). По факту являясь сотрудником компании смело говори «нет» личным отношениям между тобой и коллегами. Никому не верь и не доверяй, не жди помощи. Подчеркивай для себя самое главное и набирайся опыта, он тебе пригодится дальше на твоем пути. Ничего вечного не существует.
А самое главное, неважно где и кем ты работаешь — будь человеком. У меня был руководитель, решения которого в первую очередь проходили через призму человечности, а уж потом оценивались вводные данные. Он пользовался самым большим авторитетом в компании, для меня в первую очередь. Он был одним из самых стабильных результативных сотрудников за всю историю фирмы. До сих пор после его ухода многие, в том числе и я, имеют с ним хорошие взаимоотношения и он является во многих вопросах авторитетом.
Помни, что:
Компания это ты. Это твое «привет» коллеге с утра. Это твоя неподдельная радость за очередную покоренную вершину. Это твоя рука помощи в нужный момент подчиненному. Это твои неожиданные «человечные» решения по даже совершенно серьезным вещам. Не компания решила уволить сотрудника, а решил ты. Никогда не прикрывайся компанией и регламентами.
Напоследок оставлю линк на телегу свою , там есть книги. Будем читать и развиваться)
Всех обнял, поднял, заплакал.