Найти в Дзене
Давид Самойлов

Ожидание налета — это нечто тупое, нервирующее, бессмысленное, где ты бессилен, где руководит тупой случай

Поэт. Под Берлином, 20 апреля 1945 Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945» В Штарме говорят солдаты, конвоирующие пленных, что правый фланг нашей армии прорвал оборону и сильно продвинулся. Говорят, что Рокоссовский с северо-востока подходит к Берлину. Если все это так, значит, и мы скоро пойдем. Самое отвратное чувство на войне — чувство воздушной опасности. Ожидание налета — это нечто тупое, нервирующее, бессмысленное, где ты бессилен, где руководит тупой случай — нечто враждебное и не зависимое от твоей воли. Ночью нас тревожили самолеты. Где-то близко строчил пулемет, бросили бомбу. Впрочем, мы скоро заснули под неприятное урчание моторов. Я проснулся только в 10 утра. В Штарме говорят. Противник отходит очень медленно, цепляясь за все рубежи. Нашим танкам оказывают сильное сопротивление. Вывозят артиллерия и «Катюши». Сегодня в р-не Илов противник трижды переходил в контратаку. Один раз ему удалось потеснить наших. Положение было восстановлено артиллерией и пехо

Поэт. Под Берлином, 20 апреля 1945

Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»

В Штарме говорят солдаты, конвоирующие пленных, что правый фланг нашей армии прорвал оборону и сильно продвинулся. Говорят, что Рокоссовский с северо-востока подходит к Берлину.

Если все это так, значит, и мы скоро пойдем.

Самое отвратное чувство на войне — чувство воздушной опасности. Ожидание налета — это нечто тупое, нервирующее, бессмысленное, где ты бессилен, где руководит тупой случай — нечто враждебное и не зависимое от твоей воли.

Ночью нас тревожили самолеты. Где-то близко строчил пулемет, бросили бомбу. Впрочем, мы скоро заснули под неприятное урчание моторов.

Я проснулся только в 10 утра.

В Штарме говорят. Противник отходит очень медленно, цепляясь за все рубежи. Нашим танкам оказывают сильное сопротивление. Вывозят артиллерия и «Катюши». Сегодня в р-не Илов противник трижды переходил в контратаку. Один раз ему удалось потеснить наших.

Положение было восстановлено артиллерией и пехотой.

За вчерашний день націй продвинулись на 7 км.

По пустому фольварку ходит оставленный бездомный скот. Старая хромая кобыла, облезлая и паршивая, с печальным выражением в глазах бродит без видимой цели по двору. Навстречу ей попадается коза в соломенной шляпе, которую ей нацепили солдаты. Они останавливаются друг перед другом и долго стоят, поматывая головами, как две знакомые старушки, как будто беседуют: «Плохо дело», — говорит кобыла, поматывая головой. «Переживем», — отвечает коза, двинув челюстью с боку на бок. И они расходятся.

Есть еще здесь корова, которую мы доим, и малюсенький кролик-сирота. Сирота прыгает, пугливо озираясь, и даже молока есть не хочет. Вчера целый день он прожил у меня за пазухой.

15.00. Получил приказ начальника Р. О. фронта выдвинуться в р-н действий 3-й ударной армии (Вернойхен для захвата станции немцев /новое секретное оружие ПВО/).

За Ной-Харденбергом более пересеченная местность, более отрадная. Однако следы боев здесь на каждом шагу.

Чертовская пыль. Мы черны как негры.

Проехали Илов, где сегодня были бои.

Деревушка П. (27 км от Берлина). Здесь Штарм 3-й ударной армии.

Источник: Давид Самойлов. Поденные записи. В 2 тт. / Подготовка к публикации и составление: т. 1 — Г. Медведева, А. Давыдов, Е. Наливайко; т. 2 — Г. Медведева. Предисловие Г. Ефремова. Комментарии В. Тумаркина при участии М. Ефремовой. М., “Время”, 2002. Т. 1, 378 с.; т. 2, 384 с.

Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии. 

Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.