В онлайн-школе «Мастерские знаний» мы работаем на основе инструментов ОТСМ-ТРИЗ.
В прошлой статье мы уже расшифровали, что такое ТРИЗ.
Сегодня поговорим о теории ОТСМ.
ОТСМ — общая теория сильного мышления. Эта область знаний «выросла» из ТРИЗ, когда стало понятно, что инструменты, с помощью которых решают проблемы, могут быть применимы не только в технике, но и в самых различных областях знаний, если их определенным образом преобразовать.
Если ТРИЗ решает проблему сужения поискового поля без потери качества, перед ОТСМ встала уже иная проблема.
Те, кто изучали ТРИЗ, понимают, что все проблемы похожи друг на друга. В любой серьезной проблеме есть противоречие, решая ее, мы всегда опираемся на объективные законы и используем ресурсы системы. Однако системы из разных областей нашей жизни разительно отличаются друг от друга. Вряд ли решение задачи об увеличении скорости автомобиля подойдет для проблемы увеличения скорости бегуна или лыжника.
В 80-е годы начались попытки использовать ТРИЗ за пределами техники. Появляются исследования на базе ТРИЗ художественных систем (Ю.С. Мурашковский), попытки ее использования в биологии и педагогике (В.А. Бухвалов), рекламе и PR (И.Л. Викентьев, С.В. Сычев), политтехнологиях (С.А. Фаер) и т.п.
И каждый раз возникал вопрос: по какому праву мы пытаемся приложить инструменты ТРИЗ к новой области? Ведь в ней действуют свои законы, отличные от законов, по которым живут технические системы.
Конечно, есть общие закономерности развития систем, возникновения и разрешения противоречий. Но общих закономерностей и правил явно недостаточно для получения четкого и конкретного описания решения.
На вопрос о том, как, пользуясь общими инструментами построить решение для конкретной ситуации, как раз и отвечает Общая теория сильного мышления.
Разработанные в ней инструменты позволяют шаг за шагом строить решение, как из кирпичиков, собирая необходимые для его описания признаки, разрешая противоречия, подбирая и преобразовывая ресурсы.
Автор ОТСМ Николай Хоменко рассматривал эту область знаний как систему инструментов для построения нового знания.
Он разработал структуру прикладной научной теории и саму ОТСМ рассматривал в рамках этой структуры: ключевая проблема (вопрос), на который отвечает теория, аксиомы или постулаты, задающие границы применимости теории, модели, в которых теория работает и инструменты для ее приложения в практике.
ОТСМ построена из трех «этажей»:
1) Аксиомы — основные принципы, которые описывают область применимости теории и допущения, ограничения, в которых эта теория работает. В ОТСМ они задают ориентиры для анализа проблем и синтеза решений.
2) Модели , в которых работает теория, в нашем случае — способы представления информации, удобные для решения проблем.
3) Инструменты, позволяющие применить теорию на практике. В данном случае это технологии, с помощью которых выявляют и решают проблемы.
ОТСМ эффективно работает при решении сложных комплексов проблем: социальных, технических, организационных.
Когда ОТСМ была разработана настолько, что ее инструменты смогли присвоить педагоги, появилась группа людей, системно использующих эти инструменты в образовании.
Наши курсы именно об этом - как использовать инструменты ОТСМ-ТРИЗ в образовании.
Искренне благодарим, что прочитали. Если тема для Вас интересная, поддержите - поставьте лайк и подпишитесь на наш блог.
#триз #триз обучение #триз образование #дома не скучно #решение проблем