Найти тему

Как избавиться от грязи в акварели

Оглавление

Акварельные рисунки цепляют зрителя своей звонкостью и воздушностью. Все цвета в такой работе выглядят воздушно-прозрачными, но при этом насыщенными. Чтобы добиться такого эффекта, нужно разобраться с самой распространенной проблемой начинающих акварелистов – грязные оттенки. Однако, разобраться в этом вопросе будет полезно не только акварелистам, он касается живописи в целом.

Первое, что приходит на ум, когда говорят «грязные цвета» - серые, невзрачные оттенки. Казалось бы, это легко исправить, добавив в работу больше ярких цветов, но, в результате таких действий, грязи становится еще больше. Почему? Ответ очень простой: серый цвет сам по себе не является грязью! Так что же такое грязь в акварели?

Что такое грязь

-2

Представленные выше работы выполнены с преобладанием серого цвета. Но глядя на них невозможно сказать, что они выглядят «грязными». Цвет сдержанный и при этом прозрачно-воздушный. Получается серый цвет – это не то, чего следует избегать в живописи, сам по себе он очень живописный. Вывод здесь один: Грязь в акварели – это неправильное использование серого цвета. Проще говоря, когда он появляется случайно, совсем не там, где хотел художник.

Грязь в акварели – это неправильное использование серого цвета. Проще говоря, когда он появляется случайно, совсем не там, где хотел художник

Рассмотрим на примере. Красный цвет на рисунке выглядит грязным. Почему? Потому, что сначала была нарисована зеленая трава, а сверху по зелени прорисовывались цветы. В результате зелень, просачиваясь сквозь красный цвет, делает цветы серо-малиновыми, а не звонко-красными. Вот это и есть грязь.

-3
-4

Второй пример показывает, что ощущение «грязи» в рисунке дает замыленность изображения, низкая контрастность. Но опять же, это уместно только в том случае, если это не было замыслом художника, а проявилось случайно. В двух этих примерах серый цвет не использовался вообще. Но это не значит, что проблема появления грязи заключается в выборе сложных оттенков. Причины появления грязи совсем в другом и их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Рассмотрим каждую из них в подробностях.

Некачественные материалы

Использование тонкой, не предназначенной для акварельной живописи бумаги часто является главной причиной грязи в работах начинающих художников. На ней цвета никогда не смогут проявить себя так, как нужно. Более того, она будет размокать, рваться, идти волнами и оставлять на поверхности рисунка мелкие волокна.

Но это не значит, что рисовать нужно только на 100% хлопке. Бумага любого производителя с пометкой «для акварели» подойдет. Можно даже использовать обычную, не акварельную бумагу, но плотную. Плотность листа должна быть не меньше 170 гкв.м.

Такие изыски, как «лен», «скорлупа» и «холст», тоже не подойдут начинающим акварелистам. Она подходит тем, кто чувствует себя уже достаточно уверенно при работе с этим капризным материалом.

Низкое качество акварельных красок также может спровоцировать «грязь» в работе. Но опять же, это не значит, что нужно сразу покупать дорогущие наборы. Важно просто перед покупкой внимательно осмотреть кюветы, цвета не должны быть белесыми, пастельные оттенки лучше замешивать самостоятельно. Использование изначально «белесых» красителей в замесах будет давать мутность.

Непрозрачные слои

Набирая цвет на кисть нужно обязательно смешивать его с водой, в противном случае работа будет похожа не на акварель, а на гуашь. Следует накладывать цвета так, чтобы сквозь них немного просвечивала бумага. Именно это и дает акварели так называемую «звонкость».

Но это не значит, что рисунки должны быть бледными! Просто не нужно забывать о воде, и тогда работа будет радовать своей чистотой. Даже черный цвет может выглядеть глубоким, но при этом прозрачным, если смешивать его с большим количеством воды.

-5

-6

Слева – пример неправильного использования черного цвета. Он выглядит мутным, потому что краска была наложена слишком толстым слоем. Справа тоже используется черный цвет, но он выглядит звонким, благодаря балансу воды и красителя.

Использование белил

Безусловно, некоторые художники смешивают акварель с белилами и умеют это удачно обыграть. Но новичкам лучше этого избегать. Такой прием в неумелых руках сделает изображение мутным. Лучше добиваться нужного тона добавлением воды. Чем светлее должен быть цвет – тем больше воды нужно добавить.

Для этих целей рекомендуется держать на столе две баночки с водой. Первая – для промывания кисти, вторая – для добавления в краситель. С таким подходом даже самые темные цвета не будут выглядеть слишком плотными.

Неправильное обращение с кроющими оттенками

Примеры кроющих цветов это: оранжевый, церуллеум, желтый, железо-окислая красная, церрулеум. Работая с ними нельзя сразу накладывать цвет на бумагу. Сначала их нужно развести на палитре, и только после этого касаться рисунка. В противном случае цвет ляжет слишком густо и получится грязь. Дело в том, что такие красители берутся на кисть более густым слоем, чем остальные.

При работе с акварелью, следует помнить, что яркости нужно добиваться не за счет густоты слоя. Слишком густой цвет не дает прозрачности, а значит появляется грязь.

Особенно это касается желтого цвета. Чтобы добиться эффекта «свечения» его нужно класть на бумагу очень тонким, почти прозрачным слоем!

Неправильное перекрытие

Эту ошибку допускают не только при работе в лессировочной технике (многослойной). Накладывание цветов один на другой часто происходит непроизвольно. Поэтому важно помнить, что первыми накладываются светлые оттенки, а затем темные.

Чтобы работать было проще, стоит отметить светлые участки еще на этапе карандашной зарисовки. Работа всегда должны выстраиваться от светлого к темному. Получается, что первым делом прорисовывается дальний план, постепенно переходя к переднему.

Если по светлоте оттенки равны, то сначала на бумагу наносятся кроющие краски, а затем прозрачные. Например, рисуя закат следует первой накладывать теплую охру возле линии горизонта, постепенно вмешивая в нее оттенки синего.