Здравствуйте дорогие читатели сегодня мы поговорим о такой интересной теме "ядерное оружие и проблема доверия" . Убедительная просьба дочить данную статью до конца. Приятного вам чтения.
Нет ни малейшего сомнения, что мир сегодня переживает бурные изменения. Усиление напряженности в области международной безопасности, которое подкрепляется растущими рисками в мировой экономике, позволяет говорить о том, что сегодняшний мировой порядок переживает трансформацию, которая в силу глобализации и взаимозависимости безопасности мировой, региональной и национальной постепенно охватывает все страны. Возникает закономерный вопрос: что делать в ситуации, когда условия начинают меняться?
К сожалению, на это вопрос на сегодняшний день не существует точного ответа.
Существует позиция, согласно которой, сокращение количества ядерных и иных вооружений будет способствовать миру. Более того, отдельные шаги на этом направлении уже были сделаны: это и заключение ДРСМД, уже, однако, прекратившего свое действие, и подписание в 2010 году договора СНВ–3, и функционирующий сегодня, несмотря на все проблемы, Договор об открытом небе.
Тем не менее, полное ядерное разоружение в известной степени представляется невозможным. Основная причина тому – сама цель существования этого оружия: оно было создано как «оружие сдерживания» ради недопущения большой, мировой войны. Понятно, что в случае его применения ядерными державами в отношении друг друга произойдёт необратимая глобальная катастрофа.
Здесь возникает другой вопрос: может быть, если запретить ядерное оружие невозможно, стоит ограничить его распространение?
Эта идея верна по своей сути, но нереализуема в условиях существующей тенденции на распространение технологий, в том числе ядерных: фактически вместо ранее существовавших пяти ядерных держав сегодня их стало девять. Создаёт ли это дополнительные риски для мирового сообщества? Безусловно, создаёт. Однако в чем именно причина того, что все большему количеству стран необходима та самая «красная кнопка»?
На мой взгляд, причины стоит искать в неустойчивости существующих сегодня институтов международной безопасности: ООН, ОБСЕ и иных форматов международного общения в этой сфере. Множество стран, ощущая данную неопределенность, стремится заполучить ядерное оружие с целью большей уверенности в обеспечении своей безопасности. Таким образом, именно отсутствие взаимного доверия и подрывает сложившейся консенсус между государствами, в независимости от их оценок различных политических и прочих международных процессов. Если обратиться к истории, дефицит доверия являлся одним из определяющих факторов разрушения систем международной безопасности: сложившегося в Европе после Тридцатилетней войны raison d’etat (принцип национальных интересов), Европейского концерта и Версальско-Вашингтонской. Соответственно, дефицит доверия может легко стать причиной конца системы нынешней. Наряду с традиционной проблемой в виде дефицита доверия сегодня возникают новые угрозы: мировой терроризм, киберпреступность, глобальное изменение климата. Если в этих условиях государства не отбросят взаимные противоречия, то сегодняшние проблемы могут перерасти в системный кризис на долгие годы.
Не зря Эйнштейн говорил: «Я не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой будут сражаться палками и камнями».
Поэтому поверхностной отношение к проблеме мира на нашей планете, которое подкрепляется торговыми войнами и прочими односторонними палениями, можно назвать только пагубной самонадеянностью на устойчивость существующего миропорядка.
Стоит помнить о том, что каждый существовавший ранее миропорядок также рассматривался как наиболее прочный, но разрушался с невероятной скоростью.
Поэтому все то, что происходит сегодня – выход США из ДРСМД, отсутствие общего консенсуса между Европой, США и Россией по проблеме Сирии, создание новых типов оружия – это более чем опасно.
Но это не означает, что решений нет. Самое простое – вспомнить, что будущее всегда перевешивает текущие выгоды. Как только во всех государствах стратегический подход к мировой безопасности возобладает над тактическим, существующие дезинтегративные процессы начнут, так или иначе, переходить в интегративные. Остаётся надеяться, что с учетом глобальных масштабов стоящих перед всеми нами вызовов это произойдёт как можно скорее.