Найти тему
Мартынов Павел

Самолёт для Председателя

Иногда говорят будто Мао Цзэдун на самолётах не летал. На самом деле, на заре Нового Китая случились минимум две судьбоносные авиакатастрофы. В 1946 г. потерпел крушение американский военно-транспортный самолёт с высокопоставленными партийцами, возвращавшихся с переговоров с Гоминьданом. Их гибель для дипломатии сказалась отнюдь не лучшим образом и китайские политические силы вскоре перешли от дискуссий к новой фазе гражданской войны. Три года спустя разбился советский Ил-12 с делегацией Восточно-Туркестанской республики, летевшей в Пекин обсудить вопросы вступления в состав КНР. Новая делегация, вроде бы, оказалась посговорчивее и на формате ВТР не настаивала.

Короче говоря летать по важным политическим делам, да ещё и на иностранных самолётах в ту пору было делом рискованным. Но всё же Мао порою поднимался в воздух. Осматривал, так сказать, Поднебесную с неба.

25 апреля 1956 г. у Мао появилась необходимость отправиться с инспекцией в Гуанчжоу. Великий Кормчий настоял на том, что нужно лететь, причём на самолёте, управляемом китайским пилотом. 30 апреля главком ВВС Лю Яолоу поручил эту миссию Ху Пину -командиру спецавиаполка. Тот лично возглавил экипаж, в составе которого были также пилот Чэнь Цзиньчжун, пилот Чжан Чжэньминь, корреспондент Лю Куньшан, механик Шу Чжичжан. Был выбран специально модифицированный самолёт Ли-2 советского производства, №8205. Самолёт тщательно готовили к вылету, и вот утром третьего мая он вылетел с пекинского аэродрома Сицзяо. За четыре с половиной часа долетели до до аэродрома Наньху в Учане (сейчас этот город с двумя другими слился во всемирно известный Ухань).

В 14.30 самолёт вновь отправился в путь и к 18.00 достиг Гуанчжоу. Там Председатель пробыл почти месяц - до 30-го мая.

По прибытии. Фото: finance.qq.com
По прибытии. Фото: finance.qq.com

На обратном пути он долетел сначала до города Чанша в провинции Хунань, где Мао совершил прогулку по р. Сянцзян. На другой день он вылетел в Ухань, где с воздуха понаблюдал за строительством моста через Янцзы. В Ухане он на этот раз тоже провёл несколько дней, искупался в Янцзы, а в Пекин вылетел 4 июня уже из Ханькоу - другого города. ставшего частью Уханя.

В то время Ли-2 можно было увидеть даже на китайских деньгах. Вот, например, купюра в два фыня, или 0,2 юаня
В то время Ли-2 можно было увидеть даже на китайских деньгах. Вот, например, купюра в два фыня, или 0,2 юаня

В ноябре 1957 г. Мао отправился в СССР. Он бывал за границей всего два раза - и оба в Советской Союзе. Впервые он покинул пределы Поднебесной на поезде и странствовал с декабря 1949 по февраль 1950-го. Поздравил в Москву с семидесятилетием товарища Сталина, провёл ответственные переговоры, потом ещё по слухам заехал в Ленинград и Уралмашзавод в Свердловске осмотрел.

Но спустя семь лет столько времени уже не было - в программе было только совещание коммунистических и рабочих партий к сорокалетию Октября. На этот раз Председатель добирался самолётом и провёл в СССР 19 дней. Скорее всего это был, опять же, Ли-2. Однако, судя по данным Википедии максимальная дальность полёта в таком случае не превысила бы 2500 км. Так что по пути до Москвы требовалась ещё минимум пара посадок. Где именно - не знаю, но вообще там здорово было бы доски мемориальные повесить и туристов китайских к ним водить начиная прямо от аэропорта.

finance.qq.com
finance.qq.com

А самолёт, побывший бортом №1 сохранили для потомков. Теперь вот в музее стоит.

Также удалось полетать Председателю и на более комфортабельной машине - Ил-18. 21 июля 1967 г. он вылетел на борту Ил-18 B-232 из Ханькоу (опять же, Ухань!) в Шанхай. Это был последний раз, когда Мао поднимался в воздух.

finance.qq.com
finance.qq.com

Этот самолёт также отправили в Музей авиации

finance.qq.com
finance.qq.com

Видно, что спецборт хотя по нынешним временам, конечно, нет особой роскоши.

finance.qq.com
finance.qq.com

На Ил-18 ещё премьер Чжоу Эньлай почти по всему свету странствовал, так что спецотделка наверняка пригодилась не только для короткого вояжа Мао в Шанхай.

finance.qq.com
finance.qq.com

Так вот китайский спецавиаотряд начинался с советских самолётов. Но со временем сделали выбор не в пользу Ил-96. Российским самолётам предпочли американские "Боинги".

О том как сейчас в Китае обстоят дела с бортом номер один - читайте в специальной статье.

Ну и про то как Ил-18 тибетское небо покорял - тоже