Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Единственная трамвайная система, открытая в СНГ после распада СССР

Как-то так сложилось, что все последние годы после распада СССР, на территории бывших республик были лишь примеры закрытия и деградации систем. Трамвайный транспорт полностью уничтожен в Грузии, Армении, Азербайджане, сократилось количество трамвайных систем в РФ, Украине и Казахстане. И тем удивительный единственный пример появления новой трамвайной системы в городе Самарканд (Узбекистан).

Тепловоз с путеукладчиком на улицах Самарканда при строительстве трамвайных путей
Тепловоз с путеукладчиком на улицах Самарканда при строительстве трамвайных путей

В Самарканде ранее существовала трамвайная система. Скажем так «старый трамвай» работал в городе с 1947 по 1973 год, уступив место троллейбусу. Троллейбус, пущенный в 1957 году прекратил свое существование в 2005 году в ходе кампании по ликвидации троллейбусных хозяйств в Узбекистане, в результате которой на всю республику осталось лишь одно троллейбусное хозяйство в г. Ургенч.

Трамвайные вагоны Варио ЛФ и Т-6В5 в Самарканде
Трамвайные вагоны Варио ЛФ и Т-6В5 в Самарканде

Трамвай в Самарканде появился исходя из принципа не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что 2 мая 2016 года было последним днем работы ташкентского трамвая. А на балансе предприятия находилось два десятка практически новых на тот момент вагона модели Варио ЛФ чешского производства. Чтобы найти применение указанным вагонам и.о. президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял волевое решение о строительстве трамвайной системы в городе Самарканде.

Строительство было поручено железнодорожникам, которые пригнали путеукладчик на обычные улицы, ведомый магистральным тепловозом на городские улицы. Первая линия была построена в срок примерно полгода. Это довольно быстро, поэтому линия была построена с невысоким качеством путей, депо было недостроено, а вагоны ночевали на кольце у железнодорожного вокзала. Из-за плохого качества новых путей трамваи проходят повороты очень медленно, а также возникали сходы трамваев с путей.

Вагон Варио ЛФ следует по 2 маршруту
Вагон Варио ЛФ следует по 2 маршруту

Как бы там ни было 15 апреля 2017 года было открыто движение трамвая по маршруту номер 1 «Железнодорожный вокзал — Сартепа», на который вышло 8 вагонов Варио ЛФ. А уже с мая этого же года началось строительство второй трамвайной линии по ул. Рудаки. 18 марта 2018 года был открыт второй трамвайный маршрут сообщением «Железнодорожный вокзал — Сиабский базар», на который также вышло 8 трамваев. Маршрут номер 1 проходит через северную часть Самарканда с запада на восток; маршрут номер 2 с северо-запада на юго-запад. Режим работы самаркандского трамвая ежедневно с 6:00 до 23:00, интервал 7 минут.

Кольцо железнодорожный вокзал
Кольцо железнодорожный вокзал

Подвижной состав состоит из 21 вагона, переданных из Ташкента, включая один вагон Т-6В5 1996 года выпуска и 20 вагонов Варио ЛФ преимущественно 2012 года выпуска. Вагоны в Самарканде получили новые бортовые номера, в том числе вагон Т-6В5 номер 1000, вагоны Варио ЛФ 1001 — 1020. Вагон модели Т-6В5 используется в качестве служебного.

С 7 сентября 2019 года временно прекращено движение маршрута номер 2 из-за строительства тоннеля по ул. Рудаки. По проекту будет построен автодорожный тоннель с трамвайной линией, под перекрестком с ул. Бустонсарой.

ДДН. Фото из открытого доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме транспорта:

Тверь полностью лишилась электротранспорта

В Будапеште в качестве музейного восстановлен состав из вагонов «Ев»

Служебный трамвай ТС-49М в Коломне

-5