Найти тему
Адвокатские истории

Отмена брони, билетов и вылетов. Как туристу защитить свои права и вернуть деньги. Советы адвоката

фото из публичных источников
фото из публичных источников

30 марта 2020 года в России из-за пандемии Covid-19 временно ограничено движение через государственную границу - автомобильные, железнодорожные, пешеходные и смешанные пункты пропуска. Прекращено регулярное авиасообщение со всеми странами, за исключением отдельно согласовываемых рейсов. Наверняка эта крайняя мера является обоснованной и направлена на ограничение распространения коронавирусной болезни внутри страны. Но хотелось бы поговорить о неблагоприятных экономических последствиях для российских туристов, приобретших билеты и путевки, подлежащие реализации с апреля 2020 года и убытках, причинённых в связи с невозможностью исполнения авиаперевозчиками и туроператорами своих обязательств.

фото из публичных источников
фото из публичных источников

Итак, дорогие читатели. На настоящий момент подавляющее большинство авиакомпаний и туроператоров взамен не реализованных билетов и путёвок предоставляют ваучеры, гарантийные письма, иные документы, подтверждающие право туриста / пассажира на использование услуги в последующий период (после пандемии) и в большинстве случаев без даты или с плавающей датой. При этом люди просят обратно деньги (совершенно законно, кстати), а получают в лучшем случае гарантийные документы, не вполне на мой взгляд обеспеченные, в худшем - телефонные звонки о том, что их вопрос рассматривается. Реальные ситуации моих клиентов, из моей адвокатской практики апреля 2020 г.

И авиакомпании и туроператоры ссылаются на действия «непреодолимой» силы или «форс-мажорные обстоятельства», к которым, к слову, пандемия не относится. Но аргумент удобный.

В силу ст.401 Гражданского кодекса РФ (выдержка) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В Российской Федерации режим чрезвычайной ситуации не введён! Соответственно, авиа и тур.компании не вправе ссылаться на действия непреодолимой силы, чрезвычайные обстоятельства и ОБЯЗАНЫ, в силу Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О защите прав потребителей» и Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», возвратить оплаченные денежные средства. Повсеместно этого не происходит.

Какой выход из этой ситуации? Обращение с иском в суд о защите прав потребителя и взыскании убытков. Обращение в суд возможно по месту жительства истца-потребителя (ст.29 Гражданского процессуального кодекса РФ, с некоторыми исключениями в части исков к авиакомпаниям).

Фото из публичных источников
Фото из публичных источников

Долгую претензионную переписку и обращения в отделы защиты прав потребителей во внимание мы не принимаем, за бесперспективностью. Окончательно споры разрешают только суды.

В заключение этой статьи хочу дать читателю дельный совет. Если вы приобрели билет или путевку на отдых и в нынешних реалиях не успели их реализовать, а деньги авиакомпания или туроператор не возвращает, то незамедлительно обращайтесь в суд с иском. Чем быстрее, тем гарантированнее деньги будут взысканы. Не хочу выступать оракулом, но при наличии такого большого объема не исполненных обязательств возможен стихийный процесс банкротств авиаперевозчиков и туроператоров. А в процедурах банкротств денег как всегда на всех не хватает...

Благодарю за внимание! С вами был Владилен Кранов (Vlad Advokat), новосибирский адвокат, писатель статей и критик, со своими «Адвокатскими историями». Друзья, ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно! Вопросы, личные комментарии и критику можете адресовать: AdvokatKranov@yandex.ru