В последнее время ощущаю острое эстетическое голодание. Я про одежду. Не могу себе ничего купить. Дошло до того, что на входе в торговый зал окидываю взглядом бескрайние ряды плотно увешанных вещей, разворачиваюсь и ухожу. Не хочется тратить время на перебирание однотипных моделей из искусственных тканей, бесформенных и некомфортных. Это касается и верхней одежды, и костюма, и белья. Складывается ощущение, что в индустрии моды работает один единственный дизайнер, а все остальные просто его копируют. И только от него зависит, что и как мы будем носить. Если он придумал пальто-халат, то все фабрики шьют пальто – халат; если длина до колена, значит, все шьём и носим до колена. Незначительные отличия, безусловно, есть, но из категории «такое же, только с перламутровыми пуговицами». Я пробовала покупать вещи подороже, и даже очень дорогие (по моим меркам) – то же самое. Ключевые претензии - неудобно, «не сидит». Иногда попадается хорошая вещь, и я её покупаю, но она отправляется в шкаф к таким же одиночкам, и потом там долго висит в ожидании пары. А весь гардероб представляет собой набор случайных вещей. Еще одна проблема заключается в том, что вещи из разных коллекций несовместимы, они как из разных миров. Ткани, цвета, стиль, абсолютно всё несовместимо. На заказ шить тоже не вариант. Нет у меня пространственного воображения и чувства цвета, не могу я детально описать мастеру то, чего хочу. О, вот ещё, бывает, попадаются исключительные «шедевры», представляющие собой составные конструкции сложных геометрических форм. Самостоятельно надеть такую вещь и передвигаться в ней без посторонней помощи не представляется возможным. Разве что если тебя оденут, обуют в туфли на шпильке, перенесут и аккуратно поставят, и ты просто стоишь такая красивая. А потом проделают все то же самое, только в обратном порядке. И тогда вспоминаются мне заметки молодых дизайнеров, сетующих на невозможность самореализации, потому что пользуются спросом у людей заурядные обычные вещи. Скукотища, а душе нужен размах, хочется создать что-нибудь эдакое, необыкновенное. И восхищенно приводят они в пример сложные технические сооружения, которые почему-то относятся к категории «одежда». И я пытаюсь представить себя внутри этой сложной конструкции, и как я иду в этой конструкции, и как я сижу в этой конструкции… Дальше даже не хочу представлять, страшно. Как произведение искусства - возможно, но как одежда - однозначно нет. И вот я подумала, если молодые дизайнеры так рассуждают, значит у них такая установка, такое видение. А дизайн одежды, это (по определению) - проектирование одежды, в которой человеку будет комфортно и которая будет его украшать. Два ключевых назначения – комфортно и украшать. «Комфортно» как-то совсем выпало из поля интересов современных дизайнеров (про одежду, которую представляют определенные торговые марки как «удобную», я вообще молчу, её примерять не хочется, не то что носить, настолько убого она выглядит), а «украшать» присутствует с лихвой, но как-то очень своеобразно.
Между прочим, это непросто, конструировать одежду. Надо знать и понимать геометрию тела в состоянии покоя и движения, особенности тканей, их «физиологию», да и много еще чего. Наверное, круто нарисовать платье в форме Эйфелевой башни и восторгаться своей креативностью, или вот ещё - создать штаны в форме танка, которые выгодно подчеркнут мужественность обладателя. Ну, круто, наверное, высокое искусство, и всё такое. Но людям-то надо хорошо выглядеть и чувствовать себя комфортно в повседневной жизни, а не на подиуме. Пора бы уже дизайнерам прекратить играть и вернуться к своим прямым обязанностям - создавать комфортную и красивую одежду. Мы очень этого ждём. Возвращайтесь к людям!