«Киса, я хочу вас спросить, как художник художника – вы рисовать умеете?»
Приблизительно с таким вопросом пятилетняя я подошла к маме с альбомом и красками. Надо было делать домашку по рисованию на подготовку. Однако, весь мой предыдущий опыт потерпел полное фиаско. По мнению моей учительницы по ИЗО, рисовать я не умела от слова совсем. Для меня, любившей рисование меньше, разве что только, чтения, это стало полнейшим ударом.
Мне повезло, в том смысле, что моя мама преподавала в школе мировую художественную культуру. Поэтому в нашем доме всегда было большое количество книг по истории, культуре и искусству. Мама вручила мне альбом с картинами художников 20-го века, и велела не верить всяким глупостям, что говорят. Где-то через полчаса я была абсолютно убеждена, что мои каляки-маляки ничуть не уступают произведениям одного из основоположников абстракционизма, Василия Васильевича Кандинского.
Следующим шагом мамы была организация экскурсии в музей Нестерова. Наверное, именно там я впервые столкнулась с настоящим произведением искусства, которое поразило меня до глубины души. «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова.
Сейчас вы скажете: «Неправда! Эта картина висит в Третьяковке!». А я вам скажу, что правы все.
Эскизы к картине художник писал в Абрамцево, а саму картину – в Уфе, в доме родителей. В Башкирском художественном музее хранится первый, незаконченный вариант картины. Там написана только верхняя пейзажная часть. Все дело в том, что, когда Нестеров работал над картиной в Уфе, он приболел и случайно повредил холст. Картину пришлось переписывать заново. Вот этот то, второй вариант был представлен на ХVIII выставке передвижников, где и был приобретён П.М. Третьяковым. Неоконченный же вариант хранится в собрании Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова.
«Видение отроку Варфоломею» - это первая работа Нестерова из цикла про Сергия Радонежского. На картине изображен один эпизод из жития святого. Мальчику, в миру Варфоломею, очень плохо давалась грамота. И однажды, когда он пас лошадей, ему повстречался Ангел в образе инока. Старец спросил, чего более желает мальчик. И тот ответил, что желает овладеть грамотой. И Ангел благословил его.
Сергия Радонежского особо почитали в семье художника. По словам самого Нестерова, его матери показалось, что мальчик умер. Ребёнка обрядили, положили под иконами, на грудь поместили образок. А сами родители уехали на кладбище — заказывать похороны. Вернувшись, они увидели, что ребёнок очнулся. До конца жизни они верили, что чудо случилось благодаря заступничеству святого Сергия, которому они молились. И именно к его образу возвращается взрослый художник в минуту личной трагедии (в родах умирает любимая жена).
Ценность экспоната, представленного в музее, трудно переоценить. Он позволяет увидеть творческую «кухню» художника. Мы видим, что Нестеров работает сразу по рисунку, без подмалевка, с огромным вниманием к деталям. Его рисунок безупречен, что говорит о блестящем академическом образовании. Краски чистые и радостные: желтый, красный, зеленый, охра. Теплая осень. Мне запомнилось, что даже от незаконченной картины, исходило какое-то теплое свечение.
К сожалению, этот поход не вернул меня к краскам и бумаге. И мое умение рисовать, по-прежнему, заканчивается там, где заканчивается линейка. Однако, именно эта картина научила меня видеть прекрасное, запоминать и узнавать авторов произведений, любить искусство.