Найти тему
Видео дорог России!

видео.Иркутск-Смоленск на автомобиле.Башкортостан.Кушнаренково.Серия 64.

Подымалово

Подымалово (башк. Подымалово) — деревня в Уфимском районе Башкортостана, входит в состав Дмитриевского сельсовета. Согласно переписи 2002 года, преобладающие национальности — татары (48 %), русские (32 %). Из старинных селений возле Уфы, Подымалово почти единственное носит имя не по фамилии дворян-помещиков, а по особенности местности. На сайте Этоместо. ру старинная карта Уфимского уезда показывает необычное, круговое расположение строений в Подымалово.
Исконное, историческое Подымалово расположено справа от трассы, если ехать из Уфы. И вокруг озерков, действительно, изгибаются улицы с загадочными названиями Тупланская и Жебитовская. Это и есть древнее селение, геометрические улицы слева от трассы – новые, стоят на бывшей пашне. Там кладов точно нет.
Подымалово оставило свой след в русской литературе. Среди близкого окружения нашего знаменитого земляка Сергея Тимофеевича Аксакова были Аничковы.
Ударение надо делать на букву «и». Коренные питерцы всегда говорят Анѝчков мост. По версии краеведа Я.С. Свице (см. её авторскую страничку в живом журнале) дальним родственником Аксаковых был уфимский дворянин, капитан Михаил Николаевич Анѝчков. Владелец Подымалова.
Подымалово изначально была сельцом Анѝчковых. Жители подымаловской улицы Анѝчковой не забывайте про правильное ударение! Ниже снимок с Анѝчкова моста, редкая радуга над Фонтанкой (2016 год).
В самом начале XIX столетия сельцо Подымалово имело второе имя: Анѝчкова тож. В 30 дворах проживало 152 человека.
Поместье (около 2200 гектаров земли) находилось в совместном владении подпоручика Ивана Михайловича Анѝчкова, капитанши Анны Петровны Анѝчковой. Это были сын названного выше капитана и, видимо, вдова.
Кроме сына в семье имелось три дочери, которые к тому времени удачно вышли замуж. Они тоже числились в совладелицах Подымаловского имения: титулярная советница Катерина Михайловна Веригина, капитанша Анна Михайловна Хирьякова и подпоручица Прасковья Михайловна Моисеева (см. на моём сайте сборник «
Река времени. 2011»).
Так Подымалово стало настоящим «дворянским гнездом». Предположим, вокруг озера строились новые барские дома с колоннами, садиками. Уж наверняка догадались соорудить изящный мостик, по озеру плавали лодочки, смех, брызги шампанского…
Течёт шампанское рекою,
И взор туманится слегка.
И всё как будто под рукою,
И всё как будто на века.
Среди подымаловской молодёжи был Николай Викторович Веригин (1796–1872), незадолго до смерти опубликовавший в одном из лучших журналов «
Русской старине» свои воспоминания.
Его отец, отставной подпоручик Виктор Григорьевич Веригин происходил из казанского дворянства, после женитьбы перевёл в Подымалово крестьян из-под Казани и дворовых из Бугульмы. Но имение оставалось за женой.
Веригин-старший честно служил исправником (полицейским) целых 12 лет, но бакшиш не брал, жил скромно, «не имея в своем доме даже обыкновенного столового вина, а не только какой-либо высшей прихоти, садил гостей своих только-что не на деревянные скамьи».
«Старый дворянин приходил в сильное негодование, когда давали чувствовать ему, что он не умел обеспечить не только себя, но и всех своих детей 12-ти летним своим исправничеством: ему презрительны были исправнические средства приобретения. Отвращение к непозволительным приобретениям столь было сильно в моем отце, что скоро ни один проситель и ни один тяжущийся не смел даже и предлагать ему
подарков, и следствием этого бескорыстия была нужда», вспоминал сын (см. у Я.С. Свице).
В 1826 году Николай Викторович Веригин вышел в отставку подпоручиком и приехал в Уфу. Точнее в Подымалово. И увидел…
«Сердце моё облилось кровью, когда я вошел в ветхий дом моего отца и увидал маленький флигель, где помещалась мать моя с двумя своими дочерьми. Везде была видна нужда, и эту нужду переносил отец мой с тем спокойствием, которое было основано на истинно честной его службе царю и обществу.
Небольшую деревеньку моего отца я взял в своё управление. Два года с половиной работал с утра до ночи с крестьянами, но, как не раз замечал мне родной мой дядя Иван Михайлович Аничков, довольно зажиточный помещик и наш односелец, что при всей моей неутомимости из ничего не сделаешь ничего (ex nihilo nihil fit). Доход с 30 десятин в каждом поле и при самом хорошем урожае и своевременной уборке с поля не мог обеспечивать семейство из 5 лиц.
До апреля месяца 1828 года все дни посвящал я маленькому своему хозяйству, ездил к башкирцам для покупки на избам крестьянам леса, видел, что всё у нас управляется, всякое дело начинается и оканчивается взяточничеством, подкупом, и сердце сжималось при одной мысли о вступлении в какую-либо гражданскую должность».
С Подымалово связана история ещё одного, просто невероятно известного в своё время рода предпринимателей Базилевских. В Уфе даже начало совр. улицы Ленина, от реки до Верхне-Торговой площади называлось улицей Базилевской. Это были сказочно богатые люди, золотопромышленники, олигархи, сказали бы сейчас, всероссийского масштаба. Вот такое оно, знаменитое Подымалово!
Михаил Роднов, доктор исторических наук

Волково

-2

История деревни Волково    В прошлом в деревне Волково располагалось 11 дворов крепостных крестьян, в которых насчитывалось 37 мужчин и 39 женщин - все они принадлежали помещикам Волковым. Деревня называлась Куровская. Волковым же принадлежала 941 десятина 2258 сажен земли в округе деревни.

Северо-западнее деревни Куровская находилась деревня Розовка - самая старая часть «старого» Волково. В народе ее называют «Нахаловкой», а ранее эта деревня была владением помещика Петровского и называлась Петровка. На правой стороне реки Сикияз было выстроено Новое Волково. Построена плотина, соединяющая две части деревни. На левой стороне стояли саманная мельница и деревянные дома, покрытые соломой. Их снесли в конце 70-х годов. На берегу реки Сикияз имеются залежи голубой лечебной глины. Подальше от деревни находится озеро Барское, чуть выше которого когда-то тоже располагалась деревня, но от нее осталось только кладбище.

В Уфимском районе 3 деревни Волково. Эта приписана к Дмитриевскому сельсовету.

Первушино

-3

История деревни Первушино

О д. Первушино имеются следующие сведения. В 1852 г. отставной унтер-офицер представил соответствующим учреждениям выписки из «отводных» за 1592—1625 гг. и «отдельных» за 1610—1625 гг. книг о своих правах «на пожалованные при городе Уфе предку его пушкарю Первуше Исаеву земельные участки». И действительно, в «Отводной книге по Уфе» за 1594 г. говорится следующее: «Пушкарь же Первушка Исаев. Дано ему государева жалованья пашни под городом за первым оврагом по реке по Суколоку (Сутолока) по 2 чети в поле, а в дву потому ж. Да Первуше ж дано в Большой луке к перевозу с пушкарями с Осипом (Губиным) да с Федором Веточником вместе шти чети в поле, а в дву потому ж, оклад его сполна. Да им же дано трем человекам сенных покосов против города за рекою за Белою Волошкою по пятнадцати копен человеку».

В тексте под 1607 г. упоминается и «пушкарева Первушина деревня». Что касается заявления унтер-офицера, то он опоздал с представлением вышеназванных документов. Земля, на которую он претендовал, была передана башкирам Каршинской волости, которую они перепродали удельным крестьянам его же деревни в 1818 г. Площадь ее составляла 2322 десятины. Месторасположение двух земельных участков явно не совпадает. Поэтому одноименные деревни — первая на Уфимском полуострове, другая за 40 км от первой — разные поселения. И все же возникновение русского селения на каршинской земле имеет определенное отношение к пушкарю Первуше. Иначе как объяснить выписки из «Отводной книги»?

Как бы то ни было, д. Первушино возникла задолго до 1818 г., когда удельные крестьяне приобрели землю путем покупки, оформленной 6 апреля. За 23 года до этого деревня была зафиксирована ревизией 1795 г., тогда там проживали 22 дворцовых крестьянина. В 1834 г. было 428 удельных крестьян при 60 дворах, которые в 1843 г. владели 116 лошадьми, 121 коровой, 280 овцами, 30 козами, 160 свиньями. Виды угодий: 216 десятин пашни, 130 десятин сенокосных мест, 100 десятин под лесом и 106 десятин неудобных земель. Имели 460 ульев. Были кузница, 5 мельниц, 3 лавки, 3 маслобойни.

В 1896 г. здесь проживало 890 человек. В 1920 г. в 122 дворах взято на учет 903 человека.

Мамяково

-4

История деревни Мамяково (Туйсабаново)

     Деревня Мамяково имела и другое название Туйсабаново. В то же время в 1834 г. самостоятельно существовали деревни как Мамяково, так и Туйсабаново (или Туйсабаково). Обе находились на территории Каршинской волости. Перепись 1920 г. показала Мамяково 1-е и Мамяково 2-е, отстоящие друг от друга в одной версте, а от центра одноименной волости — Шарипово находились: 1-е в пяти, 2-е — в шести верстах.
     Деревня Мамяково имела и другое название Туйсабаново. В то же время в 1834 г. самостоятельно существовали деревни как Мамяково, так и Туйсабаново (или Туйсабаково). Обе находились на территории Каршинской волости. Перепись 1920 г. показала Мамяково 1-е и Мамяково 2-е, отстоящие друг от друга в одной версте, а от центра одноименной волости — Шарипово находились: 1-е в пяти, 2-е — в шести верстах.

Раньше всех возникла д. Мамяково, поскольку башкиры-вотчинники в 1784 г. приняли к себе тептярей на правах припущенников. Тептярей насчитывалось в 1795 г. - 46, в 1816 г. - 50, в 1834 г. - 56 человек. При д. Мамяково возникло поселение тептярей под названием Туйсабан. По ранним ревизиям 1762 или 1783 гг. тептярей здесь не было. Мамяк — башкир Каршинской волости Казанской дороги. По договорной записи от 13 апреля 1713 г. Мамак (Мамяк) Катыков (Катиков), Шилтык Устыков с товарищами припустили служилых татар из д. Сабаево Сибирской дороги Муртазу Кабышева, Кабалу Кельмаева с родственниками в свою вотчину, расположенную по Осинской дороге по pекам Мияс, Чертонле с уплатой ежегодного оброка за припуск по 16 алтын 4 деньги.

Мамяк Катиков — активнейший вотчинник волости, что видно по его участию в земельных сделках. По договору от 11 июня 1713 г. с товарищами припустил ясачных татар д. Биштиново («Усубаш тож») Сибирской дороги для поселения на своей вотчинной земле с уплатой ими 8,5 куницы в год.

Через 10 лет с группой башкир Мамяк направил доношение уфимскому вице-губернатору П.Д. Аксакову о злоупотреблениях властью старшины Каршинской волости Шарипа Мрякова.

В 1741 г. Мамяк Катиков и другие башкиры-челобитчики о д. Акбашево отзывались так: «деревня наша Акбашева», «оная наша деревня Акбашева». Исходя из этого следует, что тогда Мамяк был еще жителем этой деревни. А вот в 1773 г. уже существовала д. Мамяково. Это видно из документа, где говорится о припуске башкирами деревень Акбашево и Мамяково марийцев в д. Сунеево (ныне Благовещенский район РБ). О тептярях Мамяково выше уже говорилось. Здесь жили и мишари, однако время их припуска нам неизвестно.

Обратимся к демографическим сведениям (таблица).

По всем предыдущим учетам башкиры составляли больше 60% жителей, в то время как в 1920 г. все жители показаны башкирами, что искажает соотношение этносов в деревнях Мамяково 1-е и 2-е.

По тептярям нет сведений о хозяйстве. В 1843 г. на 250 башкир засеяли по 9 пудов на каждого (всего 9238 пудов) и на всех посадили 16 пудов картофеля, а 69 мишарей сеяли 144 пуда озимого и 168 ярового хлеба, т.е. по 4,5 пуда на каждого. В конце XIX в. здесь было учтено по 2 мельницы и бакалейные лавки, а также хлебо-запасный магазин. Действовала мечеть.

Медведерово

-6

История деревни Медведерово

Деревня Медведерово при одноименной речке была основана удельными крестьянами по договору башкир 1776 г. Затем последовали новые их припуски на вотчинную землю по записям от 29 мая 1788, 1799, 1811 гг.

В 1816 г. здесь отмечено 332, в 1834 г. - 474, в 1895 г. - 884, в 1920 г. - 743 человека.

68 дворов (474 человека) в 1843 г. владело 140 лошадьми, 110 коровами, 461 овцой, 30 козами, 160 свиньями. Имели земельные угодья: под усадьбой — 34 десятины, пашня — 200, сенокос — 75, лес — 200 десятин. Вся деревня имела 39 ульев, кабак. Были часовня, церковноприходская школа, почтовая станция, по 2 мельницы, кузницы, лавки.

Ахметово

-7

История деревни Ахметово (Якшиево)

Деревня Ахметово была коренным поселением канлинцев Якшиевой (затем Тукбаевой) тюбы. Тюба имела и основное поселение под тем же названием — Якшиево, впоследствии переименованное в Ахметово. Здесь проживали основатель деревни и тюбы башкир Якшей и его сыновья, внуки, потомки.

Канлинская волость жалованную грамоту на общинные земли имеет с 7191 (1683) г. По словам жителей д. Ахметово зауряд-хорунжих Ахмера Назарова и Узеира Якшиева, урядника Абдугани Казакаева, рядовых вотчинников-башкир Мряса Баширова, Габидуллы Нигматуллина, Хисаметдина Ишикеева, на жалованную землю в 1702 и 1704 гг. получали подтвердительные грамоты: «за их верную службу по описанным грамотам межам и урочищам» и в 1826 г. по решению межевого департамента Правительствующего Сената «эта земля была оставлена за ними».

Кроме того, еще в 1792 г. они смогли получить копию с жалованной грамоты на землю башкира Мряса Тусариева «с товарищами», состоящую при р. Белая.

Мишари живут в Ахметово с 1723—1724 гг. Об этом свидетельствует факт, что они по записи от 9 января 1723 г. приобрели у канлинцев землю путем покупки.

Несколько мишарей башкиры припустили по договору от 6 июня 1755 г. Мишар Ураз сроком на 50 лет был припущен владельцами земли по договору от 1 июня 1792 г. Время припуска тептярей неизвестно. Но они в д. Якшиево зафиксированы III ревизией 1762 г., когда их насчитывалось 20 душ мужского пола. На этом основании можно сделать вывод о том, что тептяри были приняты в 1749—1761 гг. В итоге башкирская деревня становится национально смешанной.

Советская перепись 1920 г. не совсем верно показала этнический состав жителей. В 1816 и 1834 гг. башкиры составляли 29 и 25% всех жителей. Такое соотношение должно было быть и в 1920 г. Но, с другой стороны, следует учитывать и то, что в д. Новоахметово, расположенной в одной версте от коренного поселения, в 405 дворах проживало 2020 мишарей. Д. Новоахметово образовалась в 60-х гг. XIX в. В 1906 г. она насчитывала 1727 человек. В ней были 2 мечети, 7 лавок.

В первой половине XIX в. мишари подчинялись своим юртовому старшине (юрта № 1) и кантонному начальнику (3-й мишарский кантон), тептяри находились в составе 4-й тептярской команды Уфимского уезда.

На 36 дворов 223 башкира засеяли в 1843 г. 464 пуда озимого, 2816 пудов ярового хлеба и посадили 24 пуда картофеля. Выходит, что на одного жителя сеяли по 14,7 пуда хлеба. Посев хлеба у мишарей равнялся 8,6 пуда на одного человека (всего 4448 пудов).

О поголовье скота в их хозяйствах сведений нет. 59 тептярям при 10 дворах принадлежало 26 лошадей и 102 коровы.

Была мечеть. С 1841 г. при ней действовала мектебе, где в 1864 г. занималось 20 учеников.

В 1802 г. башкиры-вотчинники Ахметово сроком на 50 лет припустили удмуртов в д. Ямщиково.

Кушнаренково

-8

История деревни Кушнаренково (Топорнино, Степановское)

Деревня Топорнино возникла как сельцо Степановское после оформления купчей записи башкир Кандинской волости капитану Степану Егоровичу Топорнину 27 ноября 1790 г.

«Выбранные от миру поверенные вотчинники — башкирцы ... Алекей Уркеев, Бикбов Кулчумов, Биккул Чемкеев, Мухаметрахим Хасанов, Субханкул Илмисянов, Яхъя Атикеев, Бакир Касимов, Мустан Адилев, Абдулвагап Салтамратов и Масягут Текеев ... дали сию купчую капитану С.Е. Топорнину в том, что продали мы ... ему, Топорнину, ... в вечное и потомственное владение жалованную предкам нашим землю по нижеписанным урочищам, а именно: от устья реки Сараш-Яды правою стороною вверх до черного лесу, и подле того черного лесу вниз по речке Убурле до устья, а оттоль на речку ж, называемую Акту, и вниз по оной речке Акте ... прямо выйдет на ключ, а от ключа прямо на черной тал, а от оного черного талу прямо по дороге на большую лежащую из Уфы дорогу ж, и по правую сторону большой дороги на большой мост, состоящий на речке Кудюшле, а от онаго мосту до устья той речки Кудюшли правою стороною, а от устья по яру реки Белой на вышеписанную межу на устье речки, называемой Сараш-Яды, которая земля состоит в Бирской округе. А взяли мы, вотчинники башкирцы, за тое проданную нами землю у него, Топорнина, денег 400 руб. В вышенаписанных же межах домашнее строение обзаводить, землю пахать, сено косить, в черный лес входить, бревна и дрова рубить, сколько ему потребно будет, лубья снимать, с тем только — тот лес не продавать, а естли найдет дупленицы, то делить с нами пополам, разделанные борти не рубить и вновь не разделывать...»

В 1795 г. в сельце Степановское, или Степановка, капитана Степана Топорнина, затем село Топорнино, имелось 111 душ крестьян мужского пола. 1997 человек при 283 дворах было в 1895 г. В 1920 г. в с. Топорнино вместе с обществами Александровское 1-е и 2-е, а также Степановское насчитывалось 3184 человека из русских, имеющих 474 двора. Оно являлось центром одноименной волости Уфимского кантона, включающей в свой состав 67 населенных пунктов.

В конце XIX — начале XX в. здесь были волостное правление, почтово-телеграфное отделение, пристань, пожарное общество, паровая мельница и крупорушка, мельница с керосиновым двигателем, водяная мельница, 13 ветряных мельниц, 2 кирпичных завода, 5 кузниц, 6 зерносушилок, 18 лавок, по 2 винные и пивные лавки, 18 скупок хлеба, 47 хлебных складов, церковь (построена в 1822 г.), церковно-приходская школа, земская и казенная начальная школы. Проводились базар и ярмарка (2 раза в год).

В 1936 г. с. Топорнино и одноименный район были переименованы в Кушнаренково и Кушнаренковский. И.И. Кушнаренко (1895—1935) — член большевистской партии с 1916 г. В 1930—1933 гг. — ответственный инструктор, заместитель заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б). С 1933 по 1935 гг. — начальник политсектора МТС Наркомзема БАССР. Делегат XV—XVII съездов партии. На XVI партконференции избирался членом Башкирского обкома партии.

Вся информация из открытых источников в интернете.