Первый рассказ цикла Электрик здесь.
В Ижевске, на Воткинском шоссе, есть такой завод Ижтяжбуммаш. Делают там совершенно циклопическое оборудование. В сборочном цехе, где я налаживал продольно-резательный станок, люди были похожи на муравьев облепивших большую корку хлеба. Я специально подошел к этой большой железяке, потрогал ее и почувствовал всю свою незначительность против того, что эта куча людей сделала своими мягкими пальчиками.
На этом заводе у меня была странная задача. Мне нужно было запустить станок не в производство, а запустить его для проведения экспериментов. Так что механики завода постоянно меняли детали этого станка, а я каждый раз перестраивал систему регулирования, как балалаечник перестраивает балалайку перед концертом. Сначала я на них обижался, а потом приспособился, и у меня появилось изобилие свободного времени.
Много людей с умным видом ходили вокруг этого станка, но он исправно давал только брак. Приезжали специалисты из Ленинграда и Перми, морщили лоб, говорили умные слова, но станок все равно давал брак. Когда я уже считал, что мне придется обосноваться в Ижевске на постоянное место жительства, на завод прислали обер-резчика из Сыктывкара.
Обер-резчик – это рабочий высшей квалификации. По тем временам такой рабочий получал Докторскую зарплату (пятьсот рублей). Звали этого парня Николай. Николай рассмотрел станок и со словами: «До какого безобразия довели хорошую вещь», - приказал ремонтникам его разобрать и собрать по-другому. Проектировщики заверещали, но их никто не слушал, потому, что они исчерпали свой кредит доверия. В течение двух дней он запустил станок на выпуск первосортной продукции, и я уже подумал, что могу ехать домой, но Николай, по недомыслию, заявил директору завода, что сможет поднять производительность станка в три раза. Таким образом, перспектива возвращения в Москву отпала сама собой.
Николая поселили в мою комнату в общежитии завода. Он оказался довольно компанейским парнем. Но были в нем и странности. Например, вечером, чтобы не тащиться в город, по дороге домой мы покупали ужин всухомятку. Я брал полбатона хлеба, двести грамм колбасы и бутылку кефира. Николай брал то же самое, но вместо кефира бутылку водки. Пил он не морщась, и не покрякивая, а просто запивал бутерброды, как я кефиром. Потом мы спускались в холл общежития, где играли в парный настольный теннис. После выпитой поллитровки он играл ничуть не хуже меня.
Но особенно он удивил меня в первую субботу. Он предложил мне отметить воскресенье выпивкой. В принципе я не возражал, но меня страшно заинтересовало, как он это себе представляет. На мой прямой вопрос он спросил: «Какое количество водки я считаю выпивкой?». Я ответил «Стакан». Он почесал в голове, что-то высчитывая, и сказал, что тогда нужно купить три бутылки. В воскресенье после того, как каждый выпил свою дозу, мы поехали на Каму, купались, загорали и наш отдых не был омрачен алкоголическими эксцессами.
Этот феномен Николая как-то раз мне объяснил мой приятель хирург. Он предложил мне умозрительный эксперимент. Допустим, ты занимаешься штангой. В ответ на нагрузку организм наращивает бицепсы. Точно также если ты пьешь водку, организм наращивает печень. Если такой «спортсмен» не стремится каждый раз к опьянению, то организм закрепляет достигнутый результат и дает возможность «ставить рекорды». Но стоит превысить некий невидимый барьер (в случае штангиста «надорваться») и печень перестает фильтровать алкоголь вовсе. С Николаем бок о бок мы прожили три месяца, и я привык к его потреблению алкоголя и даже стал считать это нормальным.
Еще Ижевск мне запомнился знакомством с фальшивомонетчиком. В клубе МВД, где показывали кино, в фойе была постоянно действующая выставка «МВД Удмуртии на службе правопорядка с 1917 года». Там были стенды с вещдоками от бандитских самопалов до высокохудожественно сделанных купюр советских денег. Особенно мне понравился «четвертак» (двадцать пять рублей), имевший с двух сторон одинаковые картинки. Я предложил полюбоваться этим четвертаком стоящего рядом пожилого человека. Он мельком взглянул на четвертак и сказал, что самого интересного на стендах не покажешь, и рассказал историю, к которой он имел непосредственное отношение.
Рядом с ижевским автомобильным заводом есть пивной ларек. И когда рабочий класс кончает работать у ларька, естественно, выстраивается длинная очередь. Так вот один раз к очереди подошел рабочий мужик и попросил пустить его без очереди. Если Вы хоть раз стояли в такой очереди, то, конечно, понимаете, что такое предложение в высшей степени неприлично. Поэтому хама народ, не сходя с места, стал вразумлять в посильном переводе на русский язык: «Чем ты отличаешься от нас?», «Что ты сделал, чтобы удостоиться такой чести?». На эти справедливые упреки мужик спокойно ответил, что имеет на это право, поскольку всех угощает.
С этими словами он протянул продавщице горсть металлических рублей и сказал мне кружку и всем по одной. На следующий день ситуация повторилась. Но мужика пустили без очереди просто так. Он выпил пива и сказал «Всех угощаю». После чего прошел вдоль очереди и дал каждому по металлическому рублю. Так вот, Все выпили пива, а одна гнида отнесла этот рубль в милицию. Так и повязали мужика. Недаром кто-то из библейских авторитетов сказал: «Не мечите бисер перед свиньями и не бросайте святыни псам».
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
Читайте предыдущий рассказ " Электрик. 9. Экзамен по марксистско-ленинской философии" здесь.
Читайте следующий рассказ "Электрик. 11. Такая разная Карелия" здесь.
С уважением, Лолейт А.Т.
Об авторе баек читайте здесь.