Найти в Дзене
Кино Mail

Гурченко, Фрейндлих, Терехова: актрисы советского кино, которым нет замены. Часть II

Оглавление

Ирина Муравьева

Ирину Муравьеву мы навсегда запомним наивной мечтательницей Ниной Соломатиной, которая приезжает в Москву, чтобы «выучиться на артистку». Провалив экзамены в театральный вуз, Нина хватается за любую работу. И параллельно влюбляется в бабника, который, конечно, очень быстро исчезает с радаров, несмотря на мантру «Позвони мне, позвони». В конце Нина возвращается домой к больной матери, а в финале предстает знаменитой певицей. На протяжении многих лет мы гадали, является ли эта сцена мечтами Нины или реальностью, пока режиссер «Карнавала» Татьяна Лиознова не заявила, что самые заветные желания Нины исполнились. Этот фильм полезно периодически пересматривать всем юным девицам, застрявшим в любовных гештальтах. Сегодня в случае неурядиц в личной жизни и карьере принято бежать к психологу и жаловаться друзьям, но советское кино предложит вам более действенные рецепты.

Алиса Фрейндлих

Роль «Мымры» Людмилы Прокофьевны Калугиной, которая «вся скрючится и скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу», стала самой известной в карьере Алисы Фрейндлих. А сама актриса называет ее своей любимой работой. После оглушительного успеха «Служебного романа» в прокате Фрейндлих стали приходить такие письма: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок». Вот каким вдохновляющим получился образ «одинокой некрасивой старухи 36 лет, не женщины, но директора статистического учреждения». Советский Союз можно ненавидеть и презирать, но все же стоит ему отдать должное: советские женщины были настоящими феминистками, хотя и не знали тогда такого слова.

Людмила Гурченко

Из-за бешеного успеха «Карнавальной ночи» за Людмилой Гурченко надолго закрепился статус актрисы легкого танцевального жанра. И она очень долго не могла вырваться за рамки навязанного ей амплуа. Что сейчас, конечно, кажется удивительным. Мы любим и помним ее милую веселую Леночку Крылову, но ценим Людмилу Марковну за гениальные драматические роли. Костюмерша Ниночка в «Двадцати днях без войны», Тамара Васильевна в «Пяти вечерах», Вера Нефедова в «Вокзале для двоих» и несравненная Раиса Захаровна в фильме «Любовь и голуби» — все они стали неотъемлемой частью советского кинематографа и утешением для русских женщин, которые, конечно, чаще узнают себя в драматических образах.

Марина Неелова

Героинь Марины Нееловой зрители не просто любили, но и сочувствовали им. Сама актриса говорит, что ни разу не сыграла счастливую женщину, но никогда не хотела бы сыграть абсолютную безысходность. Ее Аллочка из «Осеннего марафона» стала практически нарицательным персонажем: любовница мужчины, который никак не может уйти от своей постаревшей нервной жены. А «дорогую Елену Сергеевну», наивную и добрую учительницу математики, над которой издеваются трудные подростки, хочется крепко прижать к груди и утешить, как маленького ребенка. Особенно когда одичавшие от вседозволенности школьники устраивают в ее квартире погром, пританцовывая под вокал Валерия Кипелова.

Маргарита Терехова

Маргарита Терехова стала главной femme fatale советского кино — после выхода костюмированных фильмов «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетера». В первом Терехова сыграла капризную и ревнивую графиню де Бельфлер, а во втором — обольстительную злодейку Миледи, шпионку кардинала Ришелье. Образ коварной интриганки получился таким пленительным и запоминающимся, что его помнят до сих пор, хотя со съемок фильма прошло уже 40 лет. Сейчас даже самые звездные актрисы не смеют и мечтать о такой долгой славе, несмотря на круглосуточное присутствие в соцсетях. Год без съемок — и ты выпал из обоймы. Такие времена? Или просто нет актрис уровня Маргариты Тереховой?