Найти в Дзене
Непопулярное мнение

НМ прописывает персонажа

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Это очень частый вопрос, как я успел заметить: как создать интересного персонажа? Это вопрос, конечно, хороший, но как насчёт более насущной проблемы: как создать персонажа, от которого не тошнит? В конце концов, нередко иконическими персонажами становятся простые персонажи-архетипы, а вот сложные персонажи с внутренним конфликтом, нередко, оказываются забыты.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Это очень частый вопрос, как я успел заметить: как создать интересного персонажа? Это вопрос, конечно, хороший, но как насчёт более насущной проблемы: как создать персонажа, от которого не тошнит? В конце концов, нередко иконическими персонажами становятся простые персонажи-архетипы, а вот сложные персонажи с внутренним конфликтом, нередко, оказываются забыты.

Формула?! Где формула?!

Итак, в прошлый раз мы занимались вопросами конфликта, и, наконец, сегодня добрались до персонажей.

Это формульно: хороший персонаж получится, если сумма его положительных качеств выше суммы его отрицательных качеств. При этом персонаж будет тем лучше, чем выше сумма его отрицательных качеств.

Формула, на самом деле, простая, но есть нюанс: ценность каждого качества определяется субъективно каждым отдельным читателем. Скажем, для кого-то привычка персонажа материться - суровеший из грехов, для кого-то - мелкий грешок, а для кого-то - вовсе показатель крутизны.

При этом нужно понимать, что понятие "положительного качества" в данной ситуации не сковано моралью. Скажем, в число универсальных положительных качество входят:

  • Профессионализм
  • Находчивость
  • Остроумие
  • Красота

Заметьте: ни одно из описанных выше качеств не является именно что качеством моральным. Любое из них вполне может проявиться и у антагониста, и даже у откровенного злодея.

Взять старого доброго Фредди Крюггера. Он, вне сомнения, злодей. Убийца, маньяк, уродлив. Возможно, не только это, но и кое-что похуже. Зато он, загибайте пальцы: харизматичный, остроумный, находчивый... профессиональный, обладает сверхсилой, а его внешность в классической киноэпопее даже не отталкивающая. И самое хитрое: для нас, для зрителей, убийство бесячих подростков даёт меньше негативных очков, чем изобретательность способов умерщвления даёт положительных. Фредди отлично показывает, как именно формируется субъективная зрительско-читательская сумма негативных и позитивных черт. Кстати, на эту удочку часто попадают всякие Мэри и Марти Сью.
Взять старого доброго Фредди Крюггера. Он, вне сомнения, злодей. Убийца, маньяк, уродлив. Возможно, не только это, но и кое-что похуже. Зато он, загибайте пальцы: харизматичный, остроумный, находчивый... профессиональный, обладает сверхсилой, а его внешность в классической киноэпопее даже не отталкивающая. И самое хитрое: для нас, для зрителей, убийство бесячих подростков даёт меньше негативных очков, чем изобретательность способов умерщвления даёт положительных. Фредди отлично показывает, как именно формируется субъективная зрительско-читательская сумма негативных и позитивных черт. Кстати, на эту удочку часто попадают всякие Мэри и Марти Сью.

А что у НМа?

Идеально, когда эти самые негативные и позитивные черты завязаны на продвижение сюжета и, самое главное, на стартовую и конечную точку конфликта.

Я старался каждому персонажу, играющему хоть сколько-нибудь заметную роль, отсыпать сумму положительных черт большую, чем негативных, да ещё и с учётом активной игры на спорных чертах.

Взять, например, Броню, протагонистку "Viva la post mortem". Уже в открывающей главе легко разглядеть многие её черты. Это молодая девушка с внешностью выше средней (аспект внешности в рамках книги явно не имеет высокой ценности для читателей), профессионал своего дела, вплоть до некоторой степени гиковатости и занудства, колдунья, самоотверженная, сдержанная, готовая на сложные решения, неравнодушная и... жестокая.

Жестокость демонстрируется ещё в первой главе, когда становится ясно, что для достижения поставленной цели Броня готова почти двадцать минут причинять боль ребёнку, несмотря на то, что ей это совершенно не нравится. При том, что был способ проще и безболезненней: просто Броня посчитала теоретическое посмертие почившей бабули более важным, чем отсутствие синяков у внука той самой почившей бабули.

И именно эта смесь неравнодушия и жестокости стала причиной, по которой конфликт и взял так прочно протагонистку за жабры. Неравнодушная некромагичка применяла свои силы не только для заработка, но и для обеспечения в местах своего проживания порядка. Да, посредством выписывания провинившимся магических тумаков. И простил бы ей мир этот грешок, если бы не резко изменившиеся условия. Что сделано, то сделано. В прошлое не вернуться и не изменить. Остаётся только предпринимать усилия для того, чтобы сохранить статус кво.
И именно эта смесь неравнодушия и жестокости стала причиной, по которой конфликт и взял так прочно протагонистку за жабры. Неравнодушная некромагичка применяла свои силы не только для заработка, но и для обеспечения в местах своего проживания порядка. Да, посредством выписывания провинившимся магических тумаков. И простил бы ей мир этот грешок, если бы не резко изменившиеся условия. Что сделано, то сделано. В прошлое не вернуться и не изменить. Остаётся только предпринимать усилия для того, чтобы сохранить статус кво.

И самое главное...

Персонаж должен быть активен. Никому не будет интересно читать про то, как протагонист попросту болтается по воле судьбы, не предпринимая никаких видимых со стороны усилий для того, чтобы привести свою жизнь, уничтожаемую конфликтом, в порядок. Это ещё может "проканать", если вас зовут Чарльз, фамилия у вас Диккенс, и каждый пятый абзац вашей писанины искрится горячим постмодернизмом, высмеивающим романтизирующих преступников коллег по цеху.

Но если вас зовут Андрей, а фамилия у вас Звягинцев, то ваш дешёвый, не привязанный ни к чему символизм не спасёт вашего автослесаря Николая Сергеева от участи быть оплёванным за пассивность. То, что прощалось Оливеру Твисту, сознательно низведённому до роли мебели, вокруг которой по-настоящему интересные персонажи разыгрывают свои истории, то не будет прощено вышедшей из-под вашего пера мерзоте. Как минимум, потому, что у Оливера, помимо пассивности, есть много черт за душой, из-за которых ему хочется пожелать счастья и успехов.

Никому не было бы интересно читать мою писанину, если бы Броня вместо попыток прощупать почву в отношениях враждующей шляхты, предпочла бы просто сидеть и ждать у моря погоды. Таково моё непопулярное мнение.