На Среднем Урале основным типом женской одежды являлся комплекс с сарафаном. Этот элемент народного костюма бытовал как у мещан и купцов, так и у заводских служащих и крестьян. Наряд уральской женщины состоял из рубахи, пояса, иногда запона (фартука) или душегреи, сарафана. Завершали комплекс кокошник или особый головной убор шамшура.
Сарафаны шили из ситца, кашемирника, гарусника, китайника, куманника, выбойчатника (бухарская бумажная ткань). По признаку кроя различают сарафаны туникообразного, косоклинного и прямого типа и сарафан на кокетке.
Комплекс с косоклинным сарафаном наиболее долго бытовал в среде горнозаводского населения, состоящего в основном из старообрядцев. Этот костюм следует отнести к среднерусскому типу женской одежды, так как старожильческая основа заводского населения представлена в основном выходцами из средней полосы России. Такой сарафан, как правило, был распашным и состоял из двух передних полотнищ, одного заднего и боковых косых клиньев. Его шили из холщовой, шерстяной, бумажной или шелковой ткани.
В конце XIX – начале XX века жительницы Урала продолжали носить косоклинные сарафаны как праздничные и моленные. Сарафаны шились из разнообразных шелковых и хлопчатобумажных материй: штофа, тафты, бархата, поплина. По месту застежки или серединного шва сарафана пришивали воздушные петли из шелкового или золотого шнура. На этот же шнур с другой стороны застежки нанизывали дутые металлические или хрустальные в оправе пуговицы. Косоклинный сарафан подпоясывали шелковым или шерстяным поясом с кистями.
Прямой сарафан становится частью пермского народного костюма в начале XIX в. Прямые будничные сарафаны шили из домотканого окрашенного холста, пестряди, набойки, а праздничные — из покупных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных тканей фабричного изготовления. В отличие от косоклинного, прямой сарафан делали из нескольких прямых полотнищ, собранных вверху складками или сборками, на узких лямках.
Способы декорирования прямых сарафанов были разнообразны. Сарафаны могли отделывать по верхнему краю и краям лямок узкой обшивкой из ткани контрастного цвета. На некотором расстоянии от низа сарафана могли быть пришиты полосы ткани контрастного цвета, кружево или ленты. Старожилы Алапаевского и Режевского районов Свердловской области сообщают об украшении грудки сарафана вышивкой и бисером. На одном сарафане могли сочетаться разные виды декора.
Сарафан с отрезной деталью — кокеткой (лифом, пелериной) — наиболее поздний, его появление связано с влиянием на народный костюм городской моды. Сарафан на кокетке шили из фабричной темной хлопчатобумажной, шерстяной, шелковой ткани. Верхняя часть сарафана — кокетка — имела застежку на пуговицы, нижняя часть — юбка, состоящая из 3-7 полос ткани, — закладывалась мелкими складками или собиралась в сборку.
Душегрея — короткая распашная одежда на лямках — также могла входить в комплекс с сарафаном. Часто душегреи шили стегаными на вате, кудели, иногда расшивали золотом. Душегрею носили городские и заводские жительницы, в крестьянской среде она не имела широкого распространения. Предметом традиционной одежды также был шугай. В начале XIX века шугай с юбкой из домотканых или покупных материй употреблялся у сельского населения в некоторых местах Пермской губернии. Вероятно, шугай и сарафан, надеваемые вместе, следует считать переходным вариантом между сарафанным комплексом и парочкой, состоящей из юбки и кофты и появившейся в народной одежде под влиянием городской моды.
Современная мода и сегодня порой диктует тенденции, далекие от самобытной эстетики народного костюма. Однако наша мастерская не отчаивается, а приглашает вместе вдохновляться традиционным русским нарядом и создавать новые, модные во все времена платья, сарафаны и аксессуары