Это был последний урок физкультуры у ребят одиннадцатого класса, заканчивались школьные годы. В этом классе училась девочка Света - отличница, победительница многих городских и всероссийских олимпиад по различным предметам. Света была красивой девушкой - светлые волосы, голубые глаза, а постоянная бледность лица еще сильнее подчеркивала их голубизну.
От уроков физкультуры Света была освобождена. В раннем детстве у неё обнаружили серьезную болезнь крови, и этот недуг сопутствовал ей по жизни. По неизвестной причине в крови не хватало красных телец. Болезнь прогрессировала. Естественно родители Светы делали все, что могли: показывали лучшим врачам, возили по разным больницам, санаториям в России и за границей. Временное улучшение наступало, но длилось оно не долго.
Урок вел Олег Петрович. Это был неординарный учитель. Дети любили его за необычные, интересные уроки. И в этот раз Олег Петрович повел урок не как обычно. Он начал словами:
- Ребята, на последнем уроке обычно подводят итоги учебы, дают домашнее задание на лето, но с учетом того, что мы с вами больше не встретимся на уроке физкультуры, я хотел бы провести урок-напутствие. На последнем звонке и на выпускном вечере вам скажут много хороших, порой несбыточных пожеланий. Я скажу вам только одно. Школа - это последнее место в жизни, где вас баловали, жалели, прощали ваши шалости. А дальше начнется настоящая жизнь. А настоящая жизнь - это борьба. Когда я окончил школу, у нас тоже был выпускной, правда, не с таким размахом, какой стали закатывать сейчас. Я запомнил только одно пожелание, оно прозвучало от нашего директора: «Я желаю вам хороших и верных друзей, любви к жизни, к людям, чтобы вам хватило силы духа преодолеть все ваши неудачи. Будьте оптимистами». Это сказал человек, просидевший в сталинских лагерях пятнадцать лет, не сломавшийся, не озлобившийся, оставшийся добрым, умным и отзывчивым человеком. Звали его Александр Семенович Бек.
Ребята слушали с нескрываемым интересом, и учитель продолжил:
- И кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, будьте всегда сильны духом и тогда преодолеете любые невзгоды и страхи. Вот ты, Света, кем хочешь стать после окончания школы?
Олег Петрович, как и все учителя в школе, знал про болезнь Светы. В этот день ему хотелось хоть чем-нибудь ей помочь, подбодрить ее. И этот урок он решил провести именно с этой целью.
- Вы не тому человеку задали свой вопрос, - ответила Света. – Я могла бы вам ответить красиво, но это не было бы правдой. Ведь этот урок последний, я отвечу коротко и правдиво. Я оканчиваю школу с золотой медалью, ну и что? Впереди меня ждет больница, жизнь с таблетками и капельницами и, скорее всего, ранняя кончина. Вот и вся перспектива.
Вот это был ответ. В классе повисла гнетущая тишина. Всем сразу стало как-то тревожно и тяжело. Олег Петрович внимательно посмотрел на Свету и сказал:
- Тебе, Света, нужна сила духа, вера в жизнь, помощь друзей и любовь близких. Я расскажу тебе анекдот про слона: «Пришел мужик на рынок. А там торгаш слона продает. Купи, говорит, слона себе на дачу. Дорожки на участке тебе утрамбует, из хобота будет грядки поливать. А дом как охранять будет, всех воров испугает. Мужик подумал и купил слона. Через неделю приходит к торгашу и заявляет: «Забирай слона обратно - все грядки мне истоптал, всю траву, и листья на деревьях съел. Да еще нагадил посредине участка кучу с тонну». Обнял торгаш мужика за плечи и тихонько ему на ухо ответил: «С таким настроением и такими мыслями ты слона никогда не продашь». Так и я тебе, Света, скажу, что с таким настроением и такими мыслями ты свою болезнь никогда не победишь. Оптимисты выздоравливают быстрее.
Олег Петрович, немного подумав, продолжил:
- Сегодня, Света, я сделаю тебе подарок – стакан яблочного сока. Он очень дорог мне. Я специально принёс его для тебя.
Сказав это, Олег Петрович поставил на стол бутылочку темного цвета.
- Послушай историю про этот чудодейственный напиток, - продолжил Олег Петрович. - Это не магазинный сок. У него своя судьба. Двадцать лет назад я купил дом с участком вдалеке от города. Дом был самый маленький, самый дешевый, самый старый в деревне. Позади дома был небольшой яблоневый сад, правда это и садом то не назовешь, всего четыре антоновки. Между двумя деревьями торчал какой-то высокий пенек. Как рассказала хозяйка дома, ее прадед в далеком 1907 году посадил здесь необычную яблоньку. Он работал на железнодорожной станции.
Однажды там проезжал царский поезд. Он остановился, чтобы дозаправиться водой. На одном из товарных вагонов, платформе, в ведрах стояли саженцы яблонь, их везли для посадки в царский сад. Одна из яблонь надломилась в пути, и охранник-садовник, который был на платформе, просто скинул ее в кусты. Воды набрали, поезд тронулся, а яблонька осталась лежать в кустах. Прадед подошёл, подумал: «Негоже царской яблоньке по канавам валяться», подобрал ее, выпрямил, к надлому приложил палочку, и это место обвязал несколькими слоями веревки. Такой он и посадил яблоньку себе в сад. Яблонька простояла полвека. Плодов было немного, они, почему то не хранились и прадед их ел сам прямо с дерева. Когда прадед умер, яблонька засохла.
Услышав такую историю я, почему то решил оставшийся пенёк от яблоньки не спиливать. Он мне пригодился. К нему я прислонил ограждение для компостной кучи. Лет через десять эту компостная куча превратилась в тонну перегноя. И вот наступил необычный год. Зима была снежная, а весна поздняя и жаркая. Растаяло все и сразу. Вода на участке стояла с месяц. Невозможно было по земле пройти. Когда вода сошла, от кучи перегноя не осталось и следа, все ушло в землю. Я еще подумал: «Жаль, что ничего не посажено. Этот клочок земли сейчас так удобрен, что сунь палку, и она прорастет». Каково же было мое удивление, когда я заметил, что от корней пенька растет молодая яблоневая веточка. Чудо, да и только. Я воткнул рядышком колышек, привязал к нему веточку. Так она и росла - одна веточка из пенька, больше побегов не вырастало. Плоды появились через три года. И каждый год на этой яблоньке вырастает всего ещё одна веточка. Яблоки полосатые, как арбуз, только у арбуза зеленые полоски, а у них красные. И было у этих яблок одно необычное свойство. Яблоко сочное и сладкое, если съесть его сразу, как только сорвешь. А чуть полежит, становится как вата, и вкус пропадает. Место укуса сразу приобретает коричнево-красный оттенок. Я позвонил другу, преподавателю химического вуза, и рассказал ему про странные яблоки. Он приехал, сорвал яблоко и тут же положил его в переносной холодильник-морозилку. Сел на машину и уехал в институт, чтобы сделать экспертизу. Через день позвонил, сообщил результаты. Содержание фруктозы в три раза выше нормы, поэтому такие сладкие. Но главное, что содержание железа превышает норму в двенадцать раз. И железо в этом фруктовом соке не простое, а находящееся в атомарном состоянии. Пока яблоко на дереве, оно представляет собой живой организм. Когда яблоко срываешь, оно как бы отрывается от источника энергии. Яблоко краснеет, коричневеет на свету. Это окисляется железо, оно из атомарного состояния переходит в обычное. Яблоко можно выбрасывать.
Я ничего не понял в яблочной - атомарно - железной экспертизе. Но знаменитый вопрос Чернышевского своему другу я задал:
- Что делать? Как сохранить полезные свойства яблок?
- Или ешь с ветки, или делай сразу сок - и в холодильник, - прозвучал простой и ясный ответ.
Обычно яблоки созревали все и сразу, так было и прошлой осенью. Сока вышло немного, около литра. Разлив его в две бутылочки темного цвета, я положил их сразу в морозилку.
Чудодейственность сока я проверил на себе. В ноябре мне делали хирургическую операцию. Потерял много крови. Анализы показали низкий гемоглобин. Из дома по моей просьбе принесли бутылочку сока. Как только сок оттаял, но оставался еще холодным, я его выпил, всю бутылку. На следующий день взяли кровь на анализ. Лечащий врач был удивлен, что уровень гемоглобина восстановился всего за один день. Обычно на это уходят недели усиленного питания железосодержащими продуктами или таблетками. Про сок я ему не сказал. А тебе, Света, скажу. Сейчас ты выпьешь эту бутылочку сока. Выпьешь сразу. Сок холодный. Утром он был замерзший, сейчас растаял. Сразу после сока выпьешь немного теплой воды, чтобы горло не заболело. Я специально для тебя подогрел чайник.
Закончив свой рассказ, учитель поставил перед Светой бутылочку сока и чашку с теплой, кипяченой водой.
- Олег Петрович, да не поможет это. Я лекарства принимаю импортные, они тысячи рублей стоят, а тут - яблочный сок, - недоверчиво проговорила Света.
- Света! Улыбочку - на лицо. Я бы стаканчик тебе дал, но нельзя, сок на свету сразу окисляется. Бери бутылочку и сразу выпивай, чем быстрей, тем лучше. Ты ничего не теряешь. Это всего лишь сок, - подавая Свете бутылочку, весело произнес учитель.
Света выпила сок большими глотками прямо из бутылочки.
- Вкусный и холодный. И что теперь? - спросила Света, запивая сок теплой водой.
- А теперь, Света, смотри и слушай меня, - с напором, убежденно продолжал учитель. - Начинаем продавать слона и становиться оптимистами. Ты, кажется, победитель математической олимпиады прошлого года? Тогда считай. Эти 400 грамм сока выжаты из 1200 грамм яблок. Но мои яблоки необычные, а с двенадцатикратным превышением железа. Стало быть, ты сейчас выпила такое же количество железа, которое содержится в четырнадцати с лишним килограммах обычных яблок. И железо не простое, а активное, в атомарном состоянии. По твоему организму несется эшелон активного железа. Через несколько минут оно достигнет печени, и начнутся забойные, радостные танцы, ламбады гемоглобина. Минут через двадцать ты почувствуешь легкий укол в пояснице под правой лопаткой. Это сигнал, что железный эшелон достиг поджелудочной железы и селезенки. От переизбытка железа они поднапрягутся, кольнут тебя, но с нагрузкой справятся. А через сорок пять минут железо поступит в кровь. Красные кровяные тельца с радостью будут его разбирать. Усилится захват клетками кислорода. У тебя слегка, закружится голова от его переизбытка. И ты выздоровеешь. Железа будет так много, что его хватит тебе на три месяца.
- Красиво рассказали, - с нескрываемым скептицизмом проронила Света, - и каким же будет первый признак моего выздоровления?
- Через сорок пять минут у тебя порозовеют щеки. Железная кровь изменит цвет кожи.
- Не верю! Я восемь лет уже бледная хожу, не знаю, что такое румянец, - почти прокричала в ответ Света.
- А мне твоя вера не нужна. Сегодня я за тебя верить буду, - тихо сказал Олег Петрович, и устало добавил, - урок закончен.
Ребята вышли из класса. Следующего урока по расписанию у Олега Петровича не было, он сидел в кабинете и заполнял журнал. Прозвенел звонок об окончании очередного урока. Неожиданно, без стука, открылась дверь, и на пороге появились две девочки из одиннадцатого класса, Светины подруги.
- Олег Петрович, что сейчас было на уроке! – затараторили девчонки. - Сидим, пишем. Вдруг Светка в середине урока как вскрикнет: «Ой, у меня в правой стороне поясницы кольнуло!». Она испугалась и по телефону матери стала звонить. Они рядом живут, и мама через пятнадцать минут уже в класс прибежала. А у Светки голова начала кружиться, и щеки порозовели. Внизу их отец в машине ждал. Светку усадили в машину, и все вместе к врачу поехали. Вот такие дела. Про вас не спрашивали. До свидания.
Дверь закрылась. Девчонки убежали. Наступила тишина.
Когда в школе праздновали последний звонок - Светы не было, она лежала на обследовании в больнице.
Через месяц, на выпускном вечере, к Олегу Петровичу подошла Света с мамой:
- Олег Петрович, анализы у меня хорошие, настроение приподнятое. Экзамены выпускные все сдала. Буду поступать в медицинский институт. Обязательно к Вам приду в сентябре, - радостно глядя на учителя, сказала Света и отошла к ребятам из своего класса.
Светина мама протянула Олегу Петровичу конверт:
- Света мне все рассказала. Это – Вам, здесь пять тысяч рублей. Со школьным праздником, с выпускным Вас!
Олег Петрович посмотрел на протянутый конверт, потом на маму и спокойно ответил:
- У меня к вам будет просьба. Яблоки эти ведь, в основе своей не мои, а царские. Лучше вы эти деньги отнесите в Храм царских мучеников. Среди этих мучеников - только двое взрослых – остальные дети. По их молитвам и Света поправилась. Я - всего лишь посредник. Деньги отдадите в храм - сделаете доброе дело, может на моей яблоньке еще одна веточка вырастет, и появятся на ней плоды. И еще кому-нибудь поможет выздороветь стакан сока.