На заметку руководителям, HR и коммуникаторам: социальные изменения, цифровая модель бизнеса, появление новых технологий и многое другое, к чему следует готовиться уже сегодня.
Количество руководителей среднего звена сократится
Сегодня под командами мы обычно понимаем подразделения или, в более редких случаях, рабочие группы по конкретному проекту. Поэтому умение работать в команде, конечно, важно, но не на нем не основывается работа всей компании. Через 10 лет цели бизнеса станут масштабнее и сложнее, команды станут меньше, более гибкими и менее зависимыми от оргструктуры, более напоминая scrum-команды. В основе работы таких команд будет лежать свобода в принятии решений и взаимное доверие ее участников. Контролировать их работу линейному менеджменту нужно будет все меньше, да и в процессе формирования таких команд руководители будут принимать меньше участия.
Что же делать, чтобы эффективно работать при таком подходе?
Руководителям совместно с HR нужно сфокусироваться на навыках и компетенциях сотрудников, а не на послужном списке должностей в резюме, и строить систему управления персоналом, которая позволит эффективно оценивать и выделять компетенции, т.к. именно на них будут строиться команды будущего.
А внутренним коммуникаторам? Нам нужно уже сейчас критично смотреть на инструменты коммуникаций, которые мы внедряем. Гибкие, социальные и быстрые платформы для порталов и мессенджеров будут становиться только актуальнее.
Постоянное развитие и цифровая грамотность будет важнее опыта работы
В мире будущего самым важным навыком будет умение быстро осваивать новые знания и технологии, креативность и критическое мышление.
Для HR и руководителей это значит, что все больше профессий потребуют дополнительного после дипломного образования. В компаниях нужно будет создавать все условия для постоянного развития сотрудников, освоение новых навыков должно стать обязательной частью повседневной работы. Можно экспериментировать с различными форматами – марафонами, хакатонами, в разных форматах изучать клиентский опыт и так далее.
Для нас это значит, что настало время пробовать новые форматы корпоративных мероприятий – причем как внутри компании, так и для внешней аудитории – например, потенциальных сотрудников.
Мир станет еще меньше
С развитием технологий границы и расстояния сократятся: аватары, программное обеспечение для мгновенного перевода, развитие социальных платформ и инструментов для общения позволит нам работать с людьми по всему миру. И цифровые компании будут этим пользоваться.
В таких компаниях люди зачастую не будут знакомы лично, поэтому появятся инструменты, которые позволят оценивать друг друга по степени доверия, компетенциям и этичности поведения, как продавцы и покупатели оценивают друг друга сегодня на онлайн платформах.
Руководители будут отдельно обозначать критически важные роли для бизнеса, которые требуют более глубокого понимания процессов, их будут занимать постоянные сотрудники, в то время как остальные должности смогут занимать временные сотрудники
Для HR это означает, что во всех внутренних процессах и каналах нужно будет учитывать интересы всех сотрудников, в том числе удаленных и внештатных. Важно будет отдельно обращать внимание на принятие корпоративных ценностей и культуры этими сотрудников.
Внутренним коммуникаторам нужно будет менять форматы внутренних активностей, чтобы охватить всех сотрудников, от трансляции корпоративных целей и стратегии до неофициальных активностей.
«Умные» устройства и технологии станут нашими коллегами
Искусственный интеллект развивается, проникает во все сферы и может как заменять сотрудников и помогать им, так и выполнять совершенно новые задачи. А через 10 лет их возможности вырастут еще больше.
Цифровая грамотность и умение использовать новые технологии будут критически важны в ближайшую декаду. Автоматизация бизнес-процессов привела к появлению идеального «комбо» - люди+технологии. Руководителям нужно будет постоянно следить за развитием технологий, роботов, искусственного интеллекта, чтобы вовремя внедрять их и превращать новые подходы в конкурентные преимущества. А сотрудников нужно будет поощрять, чтобы они также активно внедряли, создавали и применяли новые технологии. Поэтому в кругах внутренних коммуникаторов мы так много говорим о цифровой трансформации бизнеса – наша роль в трансформации корпоративной культуры будет очень важна.
Мы будем работать ради идеи и ради страсти, не только из-за денег
Уже сегодня мы наблюдаем тенденцию, что окружающие все больше задумываются о значении своей работы, не хотят откладывать то, что им нравится, до пенсии. Через 10 лет это будет еще более актуально – мы будем ценить, чтобы работа была связана с персональными целями, миссией и интересами. Отдельно будет мотивировать в этом активная жизнь в социальных сетях – публикации других будут для нас стимулом для дальнейшего развития.
Значимая идея, лежащая в основе деятельности компании, станет основным способом привлечения кандидатов. HR нужно будет тщательно продумывать эту идею, чтобы она отзывалась у соискателей и поддерживала вовлеченность сотрудников. Поэтому работа с брендом работодателя как внутри, так и снаружи, приобретет еще большее значение.
Найти баланс станет еще сложнее
Для тех, кто работает на себя или удаленно, все также будет актуальна дилемма: чтобы постоянно развиваться и идти вперед, нужно будет брать еще больше задач и главное, чтобы их не стало слишком много – ведь в сутках всего 24 часа. Сохранить баланс между работой и личной жизнью будет все сложнее. Новые технологии смогут следить за нашими биоритмами, питанием и физической активностью. Но помогут ли они придерживаться баланса?
Также баланс в отношениях между коллегами может нарушать и исчезновение границ и расстояний, о которых мы говорили ранее. Новые технологии, которые позволят нам общаться с людьми на расстоянии без языковых преград, могут привести к проблемам в общении между представителями разных культур.
Еще один важный момент в том, что удаленные сотрудники будут ограничены в общении, строить дружеские отношения на работе им будет труднее, отсюда могут появиться проблемы с вовлеченностью и чувство одиночества.
Здесь руководству совместно с HR и внутренними коммуникациями нужно будет внимательно следить за всеми этими трудностями и помогать сотрудникам искать этот баланс. Новую жизнь обретут корпоративные мероприятия, так как для территориально распределенных удаленных команд они будут единственной возможностью установить личные контакты. Отдельное внимание нужно будет уделять культурным различиям и особенностями в общении между сотрудниками из разных стран.
На основе материала Gartner, автор De’Onn Griffin, Senior Director Analyst at Gartner