Найти тему

Проявление Я 👩‍🎤

Инстинкт подражания у детёныша животного - залог выживания в среде. И речь здесь пойдёт не о подражательном научении, но о тех формах подражания, которые физиологами пока плохо объяснены и называются рефлекторным (непроизвольным) подражанием. (Вспоминаем утят, прыгающих в воду за уткой).

Человек - животное социальное, но и в человеческом детёныше действует инстинкт подражания или, иными словами, механизм идентификации с тем взрослым, который находится рядом с малышом большую часть времени.

В случае с человеком, в окружающую среду добавляются, кроме природных факторов, семейные условия и поведенческие особенности взрослых. То есть, подражание поведению значимых взрослых устанавливается как паттерн взаимоотношений, который впоследствии будет воспроизводиться в отношениях с другими людьми.

Следовательно, первым сензитивным периодом в развитии идентичности (или самости, или Я-концепции) становится возраст от младенчества до 5 лет. Причём,  в доречевом и начале речевого периода ребёнка (0-2 года) особенно развито рефлекторное подражание. А первичная половая идентификация приходится на возраст около 4х лет.

Более тонкие настройки идентичности будут проходить и далее по мере роста и взросления. Наиболее значимым, переломным этапом для идентификации с социумом будет пубертатный период.

В юношеском возрасте, как правило, формирование личности завершается. Но различные подстройки идентичности происходят у человека в течение всей жизни, обычно, в кризисные периоды (часто, в возрастные кризисы, наиболее значимые из которых 'возраст Христа' 30-33 года, кризис среднего возраста (40-45 лет) и пенсионного возраста (около 60).

Зрелой личности (тут о личности подробнее https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10214652324968689&id=1439887688) доступно осознание своей идентичности и возможность её 'перенастривать' в зависимости от изменений в условиях жизни.

Однако, часто неотслеживаемыми остаются те искажения личности, которые 'врастали' в неё в процессе становления и идентификации, начиная с ранних этапов (0-4 лет) под влиянием значимых взрослых.

Например,

"мать эмоционально отвергает, - значит я не достоин её любви", - у ребёнка постепенно и НЕОСОЗНАННО развивается патологически низкая самооценка, провоцирующая развитие самонеприятия или аутоагрессии.

Или, "мать не удовлетворяет мои потребности и желания, - я перестаю ощущать, что мне надо, чего я хочу, где я начинаюсь и заканчиваюсь" , - то есть не устанавливаются адекватные собственные границы ребёнка, границы в отношениях с другими. "Либо моя мать продавливает мои границы и подавляет мои потребности, либо я перебираюсь на её территорию и живу её потребностями".

Впрочем, люди, имеющие те или иные личностные расстройства (искажения) чаще всего ощущают дискомфорт, разлад в отношениях с окружающими. Потому что отношения с другими - это тот самый первичный поведенческий паттерн, который был перенят в младенчестве с помощью подражания значимому взрослому.

И вот тут начинается разговор о поведенческих сценариях, которых довольно немного, но, окрашенные индивидуальным особенностями носителей, на первый взгляд кажутся весьма вариативными. Младенец не просто копирует поведение взрослого, - сначала он реагирует на это поведение эмоционально. А потом подстраивается поведенчески так, чтобы найти для себя максимально комфортные условия в данной ситуации (инстинкт самосохранения). Вот эта сложная цепь из стимулов, реакций и ответных реакций на поведение другого (да ещё и окрашенные эмоционально) и составляет поведенческий сценарий. (Похожий механизм лежит в основе таких явлений, как перенос и контерперенос в клиент-психотерапевтических отношениях).

Наиболее подробно отношения мать-дитя рассматривались в теории привязанности.

Джон Боулби, например, выделил четыре типа привязанности, которые возникают между взрослым и ребёнком :

1. Надёжный, когда взрослый изначально воспринимает младенца, как отдельную личность, с уважением и вниманием относится к его потребностям, транслируя при этом и свои интересы. В этом случае, процесс идентификации проходит естественно, как по маслу (не путать с Маслоу). Малыш быстро усваивает границы свои, родителя и дозволенного и вполне ими довольствуется.

Боулби отмечает, что этот тип привязанности крайне редок в социуме (чуть не сказала 'природе') и связан с состоянием доверия.

В результате таких детско-родительских отношений вырастают конгруэнтные взрослые, которые честно живут, исходя из своих потребностей, не причиняя вреда окружающим и самостоятельно отвечая за свои действия.

2. Зависимый, когда мать так мало уделяет внимания ребёнку, что у него развивается 'дефицит матери'. И тогда он готов на всё, чтобы получить это внимание, 'заслужить', так сказать.

Зависимый тип привязанности походит на Бёрновский поведенческий сценарий "пока не": "Я не получу внимания, пока не сделаю/стану...", - варианты сугубо индивидуальны. Кстати, гораздо проще добиться внимания негативными поступками, потому что хорошее поведение ребёнка ожидаемо родителями и воспринимается как само собой разумеющееся.

В результате множится поколение взрослых, страдающих зависимым расстройством личности.

3. Избегающий тип привязанности, когда ребёнок, его интересы, потребности почти всё время отвергаются (иногда в грубой и неадекватной форме) или игнорируются. Тогда малыш замыкается, закрывается от родителя, потому что так безопаснее выживать; становится настороженным, отчужденным, агрессивным (механизм самозащиты).

У Эрика Бёрна избегаюдему типу соответствует сценарий "никогда" : "Ибо всё равно я никогда не получу ничего хорошего".

Такие взрослые часто акцентуированы и обладают низкой или амбавалентной самооценкой.

4. Непредсказуемый тип привязанности развивается, когда родитель сам непредсказуем в своих эмоционально - поведенческих реакциях. Такие условия самые тяжёлые для выживания ребёнка. Его жизнь становится квестом с постоянно меняющимися правилами, к которым нужно быстро адаптироваться. И тут уж не до идентификации вообще: она может быть крайне искаженной, неустойчивой и неадекватной. И в поведенческом арсенале будет целый набор первичных защитных механизмов.

(подробнее про защиты https://zen.yandex.ru/media/id/5d2285876f1b6800b68fd5b9/psihologicheskie-zascity-po-nensi-mak-uiliams-5e4a80dbb501f46d45ba44ac)

И, коль уж, мы затронули тему психологических защит, - коснулись, таким образом, психоанализа.

Исходя из поведенческих сценариев, которыми регулярно пользуются люди, в психоанализе различают такие типы личности:

1. "Норма"( практически не встречается)

2. Невротический

3. Пограничный (Акцентуированные черты пограничного типа личности закрепляются в поведенческом сценарии и зависят от 4-х условий:

~типа темперамента

~ типа перенесённой психотравмы: (~травма угрозы жизни;

~травма потери; 

~травма отношений)

~ поведенческих реакций родителей в трудных ситуациях

~личного опыта (запечатлившихся поведенческих реакций в ситуации угрозы)

4. Психотический

 

Таким образом, очевидно, что вне зависимости от специфики психологической парадигмы, будь то транзактный анализ, психоанализ или психология привязанности, типологизация личности выводится или тесно связана с особенностями отношений в системе 'мать - дитя'. Поведенческие сценарии также основаны на характере взаимодействия со значимым взрослым в раннем детстве. Жизнестойкость, адаптивность и субъективное ощущение качества жизни (или мира в душе, если угодно) зависят от степени доверия социуму, т.е. также вытекают из чувства защищённости и надёжности в безопасности, полученного от взрослых в раннем детстве.

Однако, это вовсе не значит, что закрепленые с детства дискомфортные поведенческие реакции - крест, который суждено нести всю жизнь. Единожды непроизвольно пройденный путь личной идентификации можно перепройти произвольно, исходя из актуальных потребностей. Но непременное условие его прохождения: совместно со значимым взрослым, авторитетной личностью.