РЕАЛЬНОСТЬ
Несмотря на многократно возросший спрос на доставку еды, многие представители малого и среднего бизнеса не смогли самостоятельно переключиться на поставку готовой продукции через онлайн-заказы.
Причины этого просты - отсутствие собственной курьерской службы и невозможность быстро сформировать пул лояльных онлайн-клиентов. Самостоятельные рекламные публикации в социальных сетях приносят лишь небольшое количество заказов, недостаточное даже для обеспечения самоокупаемости.
Казалось бы здесь на помощь должны прийти агрегаторы онлайн-доставки. Их преимущества для рестораторов очевидны - большая аудитория, возможность географического таргетинга, штатные курьеры.
И основные игроки этого рынка (Яндекс.Еда, Delivery Club), начиная с конца марта 2020 упростили подключение локальных и мелкосетевых (до 3 штук) ресторанов к своим сервисам, предоставив им преференции по обнулению комиссии за размещение рекламных материалов на своих сайтах и несколько снизив комиссию за доставку.
Казалось бы, вот оно счастье. Работай и радуйся. Но все портит последняя комиссия. По состоянию на 27 марта, эта, уже сниженная комиссия составляла в Delivery Club, например, 25-30 % от общей стоимости заказа. Немало, особенно с учетом того, что при заказе покупатель оплачивает стоимость заказа напрямую агрегатору, который в свою очередь перечисляет ресторану деньги только через некоторое время. Яндекс.Еда, в частности, делает это в течение 10 календарных дней после оплаты заказа клиентом.
Таким образом, заполучив с помощью агрегатора покупателей, ресторатор сталкивается с проблемами ликвидности (затягивание оплат) при практически нулевой норме прибыли, съедаемой комиссией за доставку.
Посмотрим теперь на предлагаемые в Москве меры поддержки небольших ресторанов,направленные на компенсацию комиссий агрегаторов.
ОЖИДАНИЯ
Чего ждала я?
Прямой оплаты государством этих комиссий агрегаторам, для того, чтобы сбалансировать денежный поток рестораторов.
Возможности дистанционного подключения к программе с минимальным набором бюрократических формальностей.
РАЗОЧАРОВАНИЕ
Нет, сначала о хорошем.
Государство ограничило аппетиты агрегаторов, желающих, чтобы подключенные к ним рестораны поучаствовали в программе, комиссией в 20 % от оборота ресторатора на площадке. И судя по тому, что в сформированном перечне торговых площадок на сайте Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, есть и Яндекс.Еда, и Delivery Club, то комиссия в 20 % оставляет им достаточный зазор для получения прибыли.
А теперь о плохом.
Компенсация затрат рестораторов происходит только после рассмотрения заявки, поданной в БУМАЖНОМ!! виде, с приложением документов по очень длинному перечню. В конце статьи я оставлю ссылку на требуемый комплект документов. Но самое плохое заключается в сроках рассмотрения:
1) После подачи заявки 10 рабочих дней заявителя проверяют на соответствие критериям выделения субсидий
2) После чего заявку одобренного заявителя направляют в течение 12 рабочих дней в уполномоченную организацию, которая изучает заявку в течении 22 рабочих дней с проведением выездной! проверки.
И если вам очень повезло, то через ДВА С ЛИШНИМ месяца, вы получите уведомление о субсидировании и, потратив еще некоторое время на оформление договора, вы получите свои деньги (вернее их половину, так как субсидируется только половина затрат).
И как небольшая "горькая" вишенка на торте: заявки принимаются в период с 6 марта по 1 июня. При этом в состав заявки необходимо включить документы, подтверждающие уже осуществленные затраты. А все бухгалтерские документы предоставляются агрегаторами по итогам месяца после его истечения. То есть рестораторы не смогут компенсировать затраты за май из-за отсутствия документов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто-нибудь еще верит, что получить поддержку и выжить сможет условная небольшая кондитерская или индийский ресторанчик без запаса денежных средств?
Я уже нет. Поддержат самых сильных. Тех, у кого и так есть оборотные средства, позволяющие держаться на плаву.
Считаете, что я ошибаюсь? Прокомментируйте...
Дочитали до конца? Поставьте лайк...