Найти тему
Воронеж Коммуна News

Что погубило карьеру замечательного поэта

Читатель вновь открывает для себя поэта-акмеиста Владимира Нарбута, оставившего яркий след в культурной жизни Воронежа времён Гражданской войны

Его посмертная литературная судьба сложилась крайне неудачно. Поэт-новатор, один из ближайших соратников Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, человек, которому обязаны своим творческим успехом Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф, Евгений Петров, в 1920-е – руководитель одного из крупнейших советских издательств, редактор популярнейших журналов – после ареста в 1936-м и гибели в лагере на несколько десятилетий был фактически вычеркнут из истории литературы.

Но не занял заслуженного места в памяти и позже, когда стало можно упоминать и публиковать авторов, куда более запретных. Посмертную книгу, напечатанную в 1983 году эмигрантским издательством, за границей не заметили. Выпущенный в перестройку большой сборник стихов оказался на три десятилетия единственным.

Здорово, что в России ещё есть издательства, которые помогают вспомнить о забытых стихотворцах прошлого столетия, от Сергея Нельдихена до Сергея Чудакова. В их числе – московское ОГИ, которое после нескольких хорошо откомментированных однотомников поэтов-обэриутов выпустило увесистый том сочинений Владимира Нарбута, подготовленный Романом Кожухаровым. Он же – и автор внушительной (больше ста страниц) вступительной статьи, в которой подробно показаны все драматичные повороты судьбы поэта и проанализирована его творческая эволюция – от ранней пейзажной поэзии, «одетой по-деревенски», как выразился критик, к «галлюцинирующему реализму» (гумилёвское определение). От Гоголя – в сторону «проклятых поэтов» и экспрессионистов.

Некоторые стихи публикуются впервые.

Книга должна вызвать интерес не только у воронежцев, ценящих поэзию Серебряного века. Владимир Нарбут сыграл важную роль в развитии местной журналистики первых лет Советской власти, оказавшись среди руководителей «Известий Воронежского губисполкома», одной из газет, от работы которых ведёт отсчёт своего начала «Коммуна».

В нашем городе он оказался с женой и ребёнком волей случая – через полтора-два месяца после того, как чудом не погиб и потерял кисть руки. Трагедия случилась 2 января 1918 года в Черниговской губернии. На имение тестя напала, как пишет в своём биографическом очерке Роман Кожухаров, «банда»; были убиты младший брат Нарбута Сергей и управляющий имением. Жаждавший «корневого обновления бытия» поэт поддерживал большевиков; однако, кажется, и убийцы придерживались сходных взглядов. Отъезд в Воронеж в разных ситуациях Нарбут называл то эвакуацией перед немецким наступлением, то бегством от убийц. У нас он развернул кипучую деятельность. Вёл литературную рубрику в «Известиях», публиковался в других изданиях. Главным его детищем тех месяцев стал журнал «Сирена», в котором публиковались Александр Блок, Андрей Белый, Алексей Ремизов, Анатолий Мариенгоф, Осип Мандельштам, Борис Пильняк.

В ОГИшном собрании сочинений, кстати, можно отыскать не только стихи, рождённые и впервые опубликованные в Воронеже, но и небольшой очерк «Мышь», написанный для «Известий». Нарбут в издевательском тоне описывает давние встречи с бывшим соратником по студенческому творчеству, а в 1918-м руководителем Совета министров Белорусской Республики Иосифом Воронко. На самом деле, конечно, были в газете и другие публикации, анонимные или подписанные инициалом. Не основатель ли «Сирены» автор статьи из декабрьских «Известий», в которой город провозглашается «литературной Меккой»?

Жизнь моя,
как летопись, загублена,
киноварь не вьётся
                                  по письму.
Я и сам не знаю, почему
мне рука вторая
             не отрублена…, –

судя по признанию из стихотворения 1919 года «Совесть», он трезво оценивал своё положение. Слова Маяковского «я себя смирял, становясь на горло собственной песне» к Нарбуту применимы в большей степени. В начале 1920-х он перестал писать стихи; похоже, то было волевое решение. После публикации в харьковском журнале одного стихотворения редакция стала получать письма от недоумевающих читателей, которые не знали, что в стихах бывают метафоры...

Читать далее

Виталий Черников

Источник: "Коммуна"