Биография Примадонны обширна, есть настоящие жемчужины в ее раннем творчестве, но мне больше всего нравятся ее песни середины 1980-х, времени моего детства, когда музыка проникает в душу особенно глубоко.
Именно тогда Пугачева познакомилась с композитором Юрием Чернавским, который уже успел записать чумовой альбом «Банановые острова» и получить статус авангардного и модного автора.
Познакомил композитора и певицу режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, автор уже нашумевших «Мушкетеров».
Он собирался снимать новый музыкальный фильм «Сезон чудес» и хотел, чтобы музыка в нем была современной. Первый вариант саундтрека записала группа «Земляне», но режиссеру он не понравился. После этого Юнгвальд-Хилькевич предложил вакансию Чернавскому. Юрий Александрович написал для ленты несколько песен и высказал идею, чтобы женские партии исполнила Алла Пугачева (на мужские уже был утвержден Михаил Боярский). Режиссеру задумка понравилась.
Юнгвальд-Хилькевич пошел на переговоры к Алле Борисовне летом 1984 года:
Открыла дверь она сама. Я зашел — а там белая прихожая, белое зеркало, белая ваза, белые цветы. И даже белый пол. И я решил, что в фильме обязательно будет песня обо всем белом. Сказал Лене Дербеневу: «Напиши что-нибудь про белую дверь».
И появилась песня: «Эта белая, белая дверь».
Первое свидание было очень тревожным. Вошел я и стал с Аллой Борисовной говорить о замысле. Она меня внимательно выслушала. Потом послушала кассету Чернавского и сказала:
— Я подумаю.
Композитор Чернавский боялся ее безумно. Но, как выяснилось, Юру она считала талантливым человеком. И согласилась. Таких песен, как у меня в этом фильме, Алла Пугачева не пела ни до, ни после. Это не ее стиль, не ее репертуар…».
Фильм «Сезон чудес» еще не был выпущен, а две песни из него, «Белая дверь» и «Робинзон» уже крутились по ТВ. Они стали бешено популярными и по итогам 1985 года по версии газеты «Московский комсомолец» были признаны лучшими песнями. А Юрий Чернавский стал вторым в списке лучших композиторов страны и первым среди аранжировщиков.
Вот что вспоминала Пугачева о Чернавском:
Юра не просто человек-компьютер. В этом он обогнал наше время. Он глубокий музыкант, давший мне импульс на многие годы. Юрий Чернавский — самое значительное в эстрадной музыке явление.
Про фильм сложно что-то сказать. «Сезон чудес» в отличие от целостных «Мушкетеров» или следующего фильма Юнгвальда-Хилькевича «Выше радуги» представляет собой, скорее, длинный музыкальный клип с необязательным сюжетом о художнике, отправившемся искать вдохновения в провинцию.
Отрывок из фильма с песней «Белая дверь»
Да, смешное трио с небритым дядькой, похожим на главного героя фильма − это Борис Моисеев и трио «Экспрессия». Не знаю, за что их взяли в кино, выглядят как-то самодеятельно.
«Белая дверь» на Запад
В 1985 году «Белая дверь» вышла в варианте на английском языке под названием «Through the Eyes of a Child», на шведской пластинке Аллы Пугачtвой «Watch Out!» и затем в 1986 году на советской пластинке «Алла Пугачева в Стокгольме».
Песня здорово отличается по аранжировке, там появляется гитара, бэк-вокалы. Естественно, полностью меняется текст, хотя настроение и остается близким − возвращение в детство, мир глазами ребенка.
Мой разбор песни
Это одна из моих самых любимых песен Аллы Борисовны. Идеальная музыка, идеальные слова, идеальное исполнение. Она очень настроенческая и мгновенное безо всяких допингов погружает в грезы. А еще ее можно петь детям, и она неплохо идет в компаниях плюс-минус ровесников.
Было непросто подстроить ее под акустическую гитару, так как у Чернавского аранжировка, насколько я слышу, полностью синтовая. Но я как-то приспособился. Аккорды брал здесь https://amdm.ru/akkordi/alla_pygacheva/160054/belaya_dver/ . Мне нравится гармония, она достаточно простая, мелодия голоса «ходит» по нотам аккорда. Такое мне удобно петь.
Записью не очень доволен, но пусть живет!