Найти тему

Фильмы: Ив Сен-Лоран

Сейчас я прохожу онлайн курсы по моде UNDERSTANDING FASHION: FROM BUSINESS TO CULTURE (INSTITUT FRANÇAIS DE LA MODE). В одном из заданий обсуждали Ив Сен Лорана и его вклад в историю моды. Лично мне глубоко симпатичен его стиль, дерзкий и элегантный одновременно. И захотелось узнать побольше о нём, как о человеке, узнать больше о том, как он стал одним из самых заметных и ярких дизайнеров в истории моды.

Ив Сен-Лоран
Ив Сен-Лоран

В 2014 году вышло сразу 2 фильма про великого маэстро.

1. «Сен-Лоран. Стиль — это я». Режиссер Бертран Бонелло. В главной роли Гаспарь Ульель.

2. «Ив Сен-Лоран». Режиссер Жалиль Леспер. В главной роли Пьер Нинэ.

Фильмы я смотрела в таком порядке. Сразу оговорюсь, что я с биографией Сен-Лорана перед просмотром фильма была знакома очень слабо, имела представление только о его наследии и о том, что он работал в Диор на заре своей ранней карьеры. Но хронологию событий я не знала, и первый фильм с этим реально подкачал. Сюжет разрозненно переплетает в себе повествования, выдернутые из ранних периодов жизни Сен-Лорана, некоторые очень важные, критичные и ключевые моменты в его биографии вырваны из фильма, что вносит полную сумятицу для неподготовленных зрителей вроде меня. 

К слову сказать, Пьер Берже, друг и партнер Ива Сен-Лорана, был категорически против фильма Бертрана Бонелло. Дом YSL запретил режиссеру использовать документы и коллекции модельера, поэтому все платья художникам фильма пришлось «создавать» с нуля по фото и кинохронике. Примечательно, что рисунки и эскизы Ив Сен-Лорана в фильме были нарисованы самим Гаспаром Ульелем.

Богемную атмосферу режиссер передал на 5+, фильм выглядит очень современным и коммерческим, несмотря на то, что действие разворачивается в основном в 60-70 годах. 

Гаспар Ульель бесподобен в роли Сен-Лорана. Он неприлично красив, молод, привлекателен, хотя и не в меру искушен. Именно не в меру, поскольку модельер представляется нам сразу любителем шумных вечеринок с запрещенными препаратами, сладострастно глядящий на своих поклонников из-под стильных очков. Где же тот скромный семинарист с глубокими внутренними противоречиями? Человек со сложной судьбой, психическими заболеваниями, терзаемый тягой к прекрасному и невозможностью воплотить свои идеи в жизнь? Лично мне очень хотелось увидеть, как меняется герой фильма в процессе всей этой истории, но режиссер не стал останавливаться на этом, а сразу погрузил нас в самый безрассудный и насыщенный событиями период жизни Сен-Лорана, хотя за 2 часа, что идет фильм, можно было бы найти место для демонстрации этих изменений, сыгравших такую роль в жизни модельера. А сам Пьер Берже в основном выглядит там надоедливой квочкой, а все лавры и любовь кутюрье с легкостью отдаются Жаку де Башеру в роли бесподобного Луи Гарреля. Фигура Пьера Берже определенно достойна большего внимания, но об этом чуть позже.

Безусловно, сам антураж фильма и актерский состав меня очаровал, особенно меня восхитила красота Эмилин Валаде, невероятной красоты и грации блондинки, хотя я к ним обычно более чем равнодушна. Эта потрясающая сцена в клубе, где Сен-Лоран подходит к Бетти Катру и предлагает ей стать его моделью, сразу врезалась мне в память. Этот Leather Total Black просто свел меня с ума! Кто-то вообще способен создать кожаную куртку более сексуальную, чем Сен-Лоран? Исключено. А этот дуэт в клубе — просто яркая вспышка в кадре, дерзкий, но такой желанный раздражитель для глаз и для кошелька! Я до сих пор не могу перестать думать об этом моменте. Еще меня восхитил своей красотой показ, посвященный русским сезонам — пусть это не оригинальные модели Лорана, но снято это все просто потрясающе. 

В фильме много интересных нюансов, деликатно показанных в различных моментах. Но в первой версии эти штрихи скорее путают, поскольку сюжет разорван и не дает цельной картины. Однако фильм стоит посмотреть хотя бы ради Гаспара Ульеля, он невероятно красив и элегантен, невозможно оторваться от экране, пока он там. 

Второй фильм (а смотрела я их в таком порядке) на первых минутах показался мне довольно скучным. Сама стилистика в кадре казалась унылой и устаревшей по сравнению с первым вариантом. Однако очень скоро сюжет начинает затягивать, поддаешься на очарование главного героя, как раз показанного складно и логично, виден путь скромного и стеснительного мальчика-семинариста до величайшего модельера современности. 

Пьер Берже, друг и партнер Ива Сен-Лорана принимал непосредственное участие в подготовке фильма. 77 оригинальных нарядов были предоставлены им для съёмок показа коллекции 1976 года Opéra Ballets Russes. Поэтому в фильме можно рассчитывать на определенную документальность и достоверность. Как раз в этой версии фильма различные нюансы добавляют важные штрихи к характеру героев и описанию ситуаций, в которых они оказываются. Сен-Лоран выглядит в начале таким хрупким, таким застенчивым — непостижимо, как бы он добился таких успехов без Пьера Берже. Их отношения также показаны в фильме очень интересно. Что ж, учитывая огромное влияние, которое Пьер оказал на съемки фильма, неудивительно, что его роль выглядит в этой истории весьма значительной. Я считаю, что это более чем справедливо. Художник должен творить, а об остальном ему бы в идеале не стоит беспокоиться. Иначе мы с вами никогда не увидели бы смокинги на женщинах и многие другие знаковые изделия, которые подарил миру Сен-Лоран. По крайней мере, не увидели бы в той элегантной и дерзкой манере, которой он славился. 

Второй фильм понравился мне куда больше еще и потому, что в нем показан прогресс героя как личности (или регресс — местами), там нет акцента на разгульной богемной жизни и гей-вечеринках в стиле БДСМ — хоть это и присутствовало в большой степени в жизни Лорана и влияло на него, но не на этом стоит заострять внимание. Очень важную вещь показал режиссер в этом фильме: это то, сколько труда стоит за созданием коллекций, сколько людей задействовано в этом и как тяжело бывает идти по этому пути, когда вдохновение, еще более капризная девица, чем фортуна, ни с того, ни с сего хлопает дверью и уходит — что же остается делать художнику без своей музы?

На мой взгляд, этот фильм невероятно элегантный, наряды героев хочется разглядывать, не переставая восхищаться чувством стиля и новаторским взглядом на одежду, которая для многих стала обыденностью и привычкой. Фильм позволяет свежим взглядом посмотреть на вещи, которые перевернули мир моды и наше представление об этой индустрии в целом. 

Хотя оба фильма не сыскали любви и признания зрителей, особенно второй, но я считаю, что имеет смысл уделить время просмотру этих произведений, если у вас нет предубеждений по поводу сексуальных сцен с людьми нестандартной ориентации.

В заключение хотелось бы сказать, что Ив Сен-Лоран был прав, когда говорил: «Стиль — это я». А у Пьера Берже воистину стальные Фаберже, и спасибо ему за маэстро!