Таблица коэффициентов, сложное сито квалификации и нескромные премиальные — все это присуще европейскому клубному футболу наших дней. На заре Кубка чемпионов все было несколько иначе. В 1955 году условия диктовали ребята из французской газеты L’Équipe — их слово было решающим для участников. Газетчики, к примеру, даже не стали проводить жеребьевку, а распределили пары, что называется, «на глазок».
Изначально предполагалось, что Шотландию в первом розыгрыше Кубка европейских чемпионов представит, как и положено, только-только позолоченный «Абердин». Но на «Питтодри» пока что нельзя было играть вечером посреди недели, поскольку уютный стадион еще не обзавелся классным освещением. Вдобавок сами представители «Абердина» сомневались, что участие в новом непонятном турнире принесет финансовую выгоду. Со схожими мотивами отказались соревноваться в перспективном кубке и другие классические клубы — «Селтик», «Рейнджерс» и «Хартс». В середине 1950-х о заработке на телетрансляциях еще никто не думал, отсюда и отношение.
Делами в «Хибс» в те годы управлял амбициозный предприниматель Гарри Суон, выросший непосредственно в Лите, где базируется клуб. Не без участия Суона, «Хиберниан» набрал послевоенную мощь и даже добрался до трех титулов. Также эдинбуржцы стали первой командой страны, которая могла похвастаться мощной системой освещения стадиона. Суон распорядился о модернизации «Истер Роуд» под впечатлением от олимпийского стадиона «Коломб» — лучшей арены Франции на тот момент. Помимо этого, «Хибс» 1950-х годов не стеснялись экспериментировать с футбольной обувью и материалами формы, что подчеркивает тогдашние новаторские стремления руководства. Так что участие именно «Хиберниана» в первом Кубке чемпионов выглядит одновременно стечением обстоятельств и закономерностью. Пусть даже они были всего лишь пятой командой чемпионата.
В первом матче шотландцы не нуждались в дополнительной мотивации, поскольку противником выступил немецкий чемпион «Рот-Вайсс Эссен». Гости хоть и крупно, но не без труда одолели «красно-белых», а форвард Эдди Тернбулл стал первым британцем, забившим в Кубке чемпионов. После ответных 1:1 на «Истер Роуд», эдинбуржцев ждали встречи с шведским «Юргорденом».
Конец ноября в Скандинавии выдался настолько холодным, что было решено оба поединка провести в Шотландии — в Глазго и Эдинбурге. «Гостевой» матч «Хиберниана» на стадионе «Ферхилл» начался с неприятности — первая минута стала голевой для шведов. Но это не сильно смутило номинальных гостей — Бобби Комб и Джимми Малкеррин вывели их вперед, а за несколько мгновений до конца Оке Ульссон отправил мяч в собственные ворота. Спустя пять дней «Хибс» минимально разобрались с «Юргорденом» в Лите и завоевали путевку в полуфинальную евровесну.
«Реймс», начиная с четвертьфинала, принимал своих соперников в Париже на «Парк де Пренс». Интересно, что на шотландцев пришло чуть меньше публики, чем на венгерский «Вёрёш Лобого», известный сегодня под именем МТК. Большую часть матча зрители наблюдали равный футбол, но в последние полчаса атаки «Реймса», ведомого знаменитым польским французом Раймоном Копа, конвертировались в голы. Леблон и Блияр по разу пробили Томми Янгера, будущего кипера «Ливерпуля». В ответной игре бурлящий «Истер Роуд» громко вел своих любимцев к камбеку, но обилие возможностей не меняло цифры на табло. Более того, в начале второго тайма еще один легендарный сын польских иммигрантов Леон Гловацки забил третий мяч французов — «Хиберниан» капитулирует.
В последующие десятилетия британский, а в частности шотландский футбол, добивался громких успехов в европейских соревнованиях. «Рейнджерс», «Селтик», «Абердин» и «Данди Юнайтед» навсегда вписаны в историю привычных еврокубков. Но не следует забывать про прогрессивный «Хиберниан» середины 1950-х годов, который стоял у истоков этих свершений.
Футбольный блог «Истоки» по «ВКонтакте»