Найти в Дзене
Непопулярное мнение

НМ прописывает конфликт

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Сегодня вы, в очередной раз увидите, как начинающий писатель пытается чему-то научить начинающих писателей, да ещё и, под шумок, рекламировать свою писанину, далёкую от завершения настолько же, насколько начинающий писатель далёк от статуса писателя настоящего, полноценного. Но, давайте не будем тянуть животных за разные части тела, давайте приступим.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Сегодня вы, в очередной раз увидите, как начинающий писатель пытается чему-то научить начинающих писателей, да ещё и, под шумок, рекламировать свою писанину, далёкую от завершения настолько же, насколько начинающий писатель далёк от статуса писателя настоящего, полноценного. Но, давайте не будем тянуть животных за разные части тела, давайте приступим.

Без конфликта никуда

Итак, в прошлый раз мы остановились на идее сюжета, представляющей хребет произведения. В целом, если мы всё сделали, как полагается и оформили идею сюжета, как полагается, то конфликт у нас уже имеется. Но теперь нам надо его "раздуть".

Дело в том, что конфликт, это штука, без которой, считайте, у вас нет и не может быть сюжета. Конфликт должен быть заявлен, как можно раньше, а после его разрешения книга, считайте, заканчивается. У конфликта есть свои правила развития. Но подробней мы на них остановимся, когда речь пойдёт о перепитии, как составном элементе сюжета и конфликта.

Но уже вышесказанного хватает, чтобы понять: конфликт должен быть штукой весьма и весьма жирной и мощной. Достаточно серьёзной, чтобы заставить протагониста шевелиться. Или, как говорит Юрий Окунев, "главные герои обязаны страдать – это главная причина, по которой книгу читают".

Я не во всём согласен с Юрием Окуневым, но отдельные его тезисы бьют прямо в цель. Поэтому я не буду подчистую слизывать его "5 пунктов работы конфликта", но я не буду скрывать, что опирался на них в рамках подготовки данного материала. Но если вы считаете, что Юрий для вас больший авторитет, потому что у него уже есть изданные книги, а у НМа - нет, я не обижусь. Вы думаете, я вам просто так в открытую сказал имя человека, имеющего на Ю-Тубе канал с советами для начинающих писателей?
Я не во всём согласен с Юрием Окуневым, но отдельные его тезисы бьют прямо в цель. Поэтому я не буду подчистую слизывать его "5 пунктов работы конфликта", но я не буду скрывать, что опирался на них в рамках подготовки данного материала. Но если вы считаете, что Юрий для вас больший авторитет, потому что у него уже есть изданные книги, а у НМа - нет, я не обижусь. Вы думаете, я вам просто так в открытую сказал имя человека, имеющего на Ю-Тубе канал с советами для начинающих писателей?

Немного практики

Итак, давайте возьмём идею сюжета и извлечём из неё конфликт. Отныне нас не ограничивает обязательное требование в одно предложение. Напротив, мы начинаем рисовать схему. На данный момент, абсолютно прямую линию всего с двумя точками. Начало конфликта и конец конфликта. Не стесняйтесь занять схемой много места, потому что на эту самую схему будет удобно, в дальнейшем, наносить точки перипетий.

И где-то в этот момент вам стоит открыть файл с заметками, куда вы будете помещать персонажей.

Сделали? Отлично. Теперь, на время, забудем о финальной точке и сконцентрируемся на стартовой позиции. Что у нас есть по сторонам конфликта?

Так уж получилось, что НМу было мало одного конфликта, и он запихал в "Viva la post mortem" целых два основных конфликта. Потому что НМ у нас выпендрёжник и эстетствующий сноб.

Давайте запишем в файл с заметками действующих лиц. А именно, протагониста и то, что ему противостоит. Итак, что есть у меня? В первом конфликте у нас есть высокородный мажор Даркен, желающий отжать территорию у переживающего не самые лучшие времена низкородного дворянина Сковронского, а во втором конфликте – желающая тишины и покоя безродная интроветка Броня, покой которой разрушает начинающийся конфликт двух господ. И, на данный момент, нам не особо важны личности названных персонажей. На данный момент все они, просто функциональные единицы, которые мы будем насыщать деталями по ходу пьесы.
Давайте запишем в файл с заметками действующих лиц. А именно, протагониста и то, что ему противостоит. Итак, что есть у меня? В первом конфликте у нас есть высокородный мажор Даркен, желающий отжать территорию у переживающего не самые лучшие времена низкородного дворянина Сковронского, а во втором конфликте – желающая тишины и покоя безродная интроветка Броня, покой которой разрушает начинающийся конфликт двух господ. И, на данный момент, нам не особо важны личности названных персонажей. На данный момент все они, просто функциональные единицы, которые мы будем насыщать деталями по ходу пьесы.

Как проверить конфликт?

Если и есть момент, когда нужно проверять конфликт, то это прямо сейчас. Прежде, чем мы даже начали продумывать первую главу.

В первую очередь, мы должны ответить на вопрос "что мешает протагонисту просто уйти от конфликта?" и записать ответ на вопрос в файл. Весь ваш конфликт мгновенно обесценивается, если главное действующее лицо может в любой момент просто махнуть рукой и сказать "пошли вы парни, я домой". Отказ от конфронтации должен лишать протагониста чего-то важного.

Думаю, очевидно, что мешает Сковронскому просто не конфликтовать с Даркеном. Если Сковронский сдастся, он лишится своих территорий, своего дохода, уважения, привычного ритма жизни и многого другого. Отлично!

Сковронский отлично подходит на должность протагониста. А получится ли развернуть конфликт наоборот? Что если протагонистом станет Даркен? Что мешает Даркену просто взять и не устраивать конфликт? Или устроить его и "сдуться", развернуться на полпути и сказать "согласен, Сковронский, зря быканул"?

В моём случае... ничего. Вот я так решил, что Даркен имеет устойчивые позиции и всегда может сделать шаг назад и не рисковать дальше. Даркен волен брать на себя строго те риски, которые ему угодно. Сковронский будет только счастлив не раздувать этот конфликт. Как следствие, Даркен не годится на роль протагониста в истории вокруг этого конфликта. Иначе будет скучно и неинтересно. Отсутствие ставок в конфликте - это первый признак Марти Сью.

Запомните слово. "Ставки". По ходу конфликта ставки попросту обязаны повышаться. Более подробно мы остановимся на этом, когда зайдёт речь о перипетиях, но подготовить почву необходимо уже сейчас. Конфликт с каждым шагом развития должен повышать ставки. С каждым шагом протагонисту должно быть всё сложней и сложней "соскочить". Возьмём, для примера, старого доброго "Чужого" Ридли Скотта. Чем рискует в начале истории Эллен Рипли? Деньгами. Если она откажется выполнять требование корпорации и изучать неизвестный сигнал, будут проблемы на работе. Затем Эллен рискует уже фантомной опасностью заражения судна. А под конец она рискует собственной жизнью. Это пример правильно поданного и развитого конфликта.
Запомните слово. "Ставки". По ходу конфликта ставки попросту обязаны повышаться. Более подробно мы остановимся на этом, когда зайдёт речь о перипетиях, но подготовить почву необходимо уже сейчас. Конфликт с каждым шагом развития должен повышать ставки. С каждым шагом протагонисту должно быть всё сложней и сложней "соскочить". Возьмём, для примера, старого доброго "Чужого" Ридли Скотта. Чем рискует в начале истории Эллен Рипли? Деньгами. Если она откажется выполнять требование корпорации и изучать неизвестный сигнал, будут проблемы на работе. Затем Эллен рискует уже фантомной опасностью заражения судна. А под конец она рискует собственной жизнью. Это пример правильно поданного и развитого конфликта.

Повторим процедуру

Давайте повторим ту же процедуру с конфликтом "Броня против драки господ", который НМ решил использовать в качестве главного в своей книге. Чем рискует Броня в самом начале книги? Судебным разбирательством и репрессиями по отношению к себе и своей семье. Этот дамоклов меч не висел бы, коли Даркен не заставил Сковронского, на территории которого тихонько хозяйничала Броня, шевелиться.

Тот факт, что начинает шевелиться Сковронский, становится причиной шевелиться для Брони. И по мере того, как конфликт разгорается, риски Брони становятся всё выше и выше. Что же, проверку ставками мы прошли. Броня на должность протагониста в данной истории подходит.

Это конфликтно: а вот теперь стоит описать в карточке каждого персонажа возможные варианты разрешения конфликта, включая приемлемые и неприемлемые, с парой слов о цене варианта разрешения конфликта. В частности, это явно не было сделано при написании сценария фильма "Аватар". Наиболее приемлемый для обеих сторон вариант разрешения конфликта строился именно на компромиссе, но все персонажи старательно делают вид, будто бы компромисса не существует. Вы должны заранее отработать все причины, по которым ваш конфликт не должен сдуться раньше срока.
Если читатель видит куда более лёгкий способ разрешить конфликт, чем тот, который предлагает автор, сюжет книги обесценивается. Сама идея художественного произведения в том, чтобы читатель задавался вопросом "а как бы я поступил в подобной ситуации?" раз за разом. Но если читатель вместо того, чтобы задаваться подобным вопросом, уверенно вещает, что он бы в такую ситуации никогда не попал бы, то, поздравляю, вы провалили задачу подавления недоверия.
Если читатель видит куда более лёгкий способ разрешить конфликт, чем тот, который предлагает автор, сюжет книги обесценивается. Сама идея художественного произведения в том, чтобы читатель задавался вопросом "а как бы я поступил в подобной ситуации?" раз за разом. Но если читатель вместо того, чтобы задаваться подобным вопросом, уверенно вещает, что он бы в такую ситуации никогда не попал бы, то, поздравляю, вы провалили задачу подавления недоверия.

Подавление недоверия

"Невозможное, но вероятное следует предпочитать тому, что возможно, но невероятно. Рассказы не должны состоять из нелогичных частей."
(с) Аристотель

Человеку куда проще допустить, что случилось что-то невозможное, чем в то, что случилось что-то невероятное.

Существование мира, куда случайным образом отправляются на перерождение души умерших из разных миров, сохраняя свои старые воспоминания - это невозможно, но построение подобного общества, в целом, вероятно.

А вот, что завтра к автору в дверь постучит обнажённая пышногрудая женщина, признается ему в любви и выдаст в руки чемодан с кучей денег со словами о том, что его писанина, доступная по синей ссылочке, изменила всю её жизнь, это физически возможно, но совершенно невероятно.

Таково моё непопулярное мнение.