Отец Петра I – Великий князь и Царь Всея Руси Алексей Михайлович Романов выбирал себе невесту, будто герой телевизионной программы «Давай поженимся». С осени 1670 года по городам и весям Московского царства гонцы разнесли весть – Государь готов выбирать себе невесту!
Надо отметить, что кастинг был очень демократичен для условий абсолютной монархии. Помимо аристократок, княжон Анны Долгорукой, Анны и Марфы Гагариных, княжны Марии Солнцевой, княжон Анисьи, Ульяны, Настасьи Хотевских и Прасковьи Мусиной-Пушкиной перед очами царя блистали и иногородние красавицы. Из Суздаля, Костромы, Владимира, Рязани приезжали девушки лучших фамилий Руси: Мария Языкова-Хомякова, Мария Ордин-Нащокина, Матрена и Агафья Толстые… Даже простой печатник Алмаз Иванов без проблем привез на смотрины в Кремль двух внучек Анну и Настасью.
Царская игра «давай поженимся» началась в московском Кремле 28 ноября 1670 года, а завершилась 17 апреля 1671 года. Всего было проведено 17 смотрин. Первой претенденткой, показанной царю, была Овдотья Тимофеевна Клокачева – дочь рядового дворянина. Свою будущую супругу царственный жених впервые увидел 1 февраля 1671 года в третьем списке. В тот день он познакомился помимо Натальи Кирилловны Нарышкиной еще с дочерью думного дворянина Овдотьей Замятиной и дочерью дворянина Дарьей Незнановой. А после состоялось еще 14 смотрин. Последней претенденткой, которую представили жениху, была бедная послушница из Вознесенского женского монастыря Овдотья Беляева – родная младшая сестра настоятельницы обители старицы Ираиды.
В итоге в конкурсе из 32 человек на царский трон победила Наталья Нарышкина. Конечно, анкеты невест тщательно проверяли в Тайном приказе – око спецслужб не дремало. Помимо внешних данных скрупулезно, как при поступлении в отряд космонавтов, девушек оценивали на медицинской комиссии – ведь им предстояло рожать здоровых наследников престола и десятилетиями «служить царицей». Это не всего один раз на орбиту слетать! Политическое соперничество знатных фамилий царства, конечно, имело место. Кстати, именно стремлением отстраниться от клубка интриг, была продиктована готовность династии породниться с бедными, захудалыми родами – венчание царя со здоровой, красивой и умной дочерью не знатной фамилии не усиливало влияние уже богатого и известного клана. Иначе и не было бы в Кремле робких послушниц из монастырей.
Помните песенку Аллы Пугачевой – «Все могут короли…»? Но жениться по любви не может, ни один, ни один король! А вот молодой государь Алексей Михайлович сумел. Ибо крепко запала в его сердце юная красавица Наташенька… Что не забыл он о ней в апреле 1671 года, когда огласил государь итоги своего выбора.
Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.