Решили произвольно выбрать фильмы по ассоциациям на любую тему. Старшему редактору Ольге Белик досталось слово на самую злобу дня — «изоляция». Про запертых где-либо бедняг снято немало интересного (вспомним хотя бы сериал «Домашний арест» из свежего и первого, что приходит на ум), но вот что получилось.
«Изгой»
Блестящий моноспектакль Тома Хэнкса при участии желтого шарика Уилсона стал культовой классикой и разошелся на мемы и цитаты. Инспектор FedEx Чак Ноланд после авиакатастрофы попадает на необитаемый остров и за четыре года из офисного тюфячка превращается в подтянутого мускулистого бородача, способного наловить рыбы самодельным гарпуном. Хэнксу пришлось потратить целый год, чтобы сбросить 20 кг (Кристиана Бэйла с его диетой «Я просто бросил есть» тогда еще на голливудском олимпе не было). Примечательно, что действие фильма начинается в Москве, где Ноланд организует работу филиала FedEx на пару с местными (одного из них играет Дмитрий Дюжев). «Изгой», конечно же, одна из многочисленных версий экранизации «Робинзона Крузо», но самая трогательная. Вспомните, как Ноланд кричал, теряя друга Уилсона, и утрите слезы. Хэнксу за такой накал пророчили «Оскар», но он уступил победу Расселу Кроу за «Гладиатора». Однако вернемся к нашей теме: «Изгой» — яркий пример не только вынужденной самоизоляции, но и пользы, которую из нее можно извлечь. Главное правило — дисциплина, терпение, вера в себя и друзья для общения
«Пассажиры»
Герои Криса Пратта и Дженнифер Лоуренс вынуждены провести жизнь на космическом корабле, так как раньше срока вышли из гибернации. И теперь вместо счастливого колониального будущего через 90 лет у них насильное счастье здесь и сейчас в замкнутых, хоть и роскошных, пространствах. С материальной точки зрения условия такой изоляции хоть куда: бесконечные запасы еды и алкоголя, вся киноклассика, спортивные площадки и бассейны, красивая одежда и даже собственный Уилсон в лице робота-бармена Майкла Шина. Но у Джима, героя Пратта, на этом необитаемом космическом острове была уникальная возможность не только подтянуть форму и навыки, но и найти себе женщину. И сделал он это самым нечестным образом — фу так поступать, не будьте как Джим и никого не изолируйте за компанию. Чтобы спасти отношения героев (и моральную сторону картины), авторы устроили поломку корабля. Общая угроза и командная работа объединили рассорившуюся пару. Отсюда вывод: несмотря на все блага цивилизации и виртуального собеседника, вдвоем все-таки веселее и надежнее.
«Мизери»
В этой экранизации романа Стивена Кинга изоляция, конечно, такая, что не дай бог никому и никогда. Знаменитый писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан) разбился на машине в снегопад и попал в лапы своей жаркой поклонницы Энни Вилкс (божественная Кэти Бейтс получила «Оскар» за эту роль, которую Кинг написал специально для нее после «Долорес Клэйборн»). Энни, по счастью, медсестра и поначалу окружает Шелдона трогательной заботой. Тот в ответ разрешает ей прочитать свой новый, еще не опубликованный роман. Как говорила красотка Вивьен Уорд, «большая ошибка, гигантская». Энни выясняет, что Шелдон убил ее любимую героиню Мизери, и впадает в ярость. Отныне писатель — ее пленник, чья задача — переписать книгу так, как нравится Энни. Каан и Бэйтс выдают невероятно напряженную и душераздирающую игру, и после просмотра вы почувствуете: домашний диван, плед и кино не такая уж горькая судьба по сравнению с историей творца, которому безумная фанатка ломает ноги ради хеппи-энда в книжке. Но какой урок можно извлечь из этого (помимо того что надо опасаться самых яростных своих последователей)? В любой грустной ситуации помните: есть те, кому гораздо хуже.
«Взрыв из прошлого»
Кэлвин Веббер, герой Кристофера Уокена, дает мастер-класс по молниеносной и тщательно продуманной самоизоляции. На случай ядерной войны с Советским Союзом он строит подземный бункер и обустраивает его для долгих и счастливых лет жизни. В 1962 году по ложной тревоге он вместе с женой спускается вниз и выходит наружу 35 лет спустя в новый и дикий Лос-Анджелес 1990-х. За эти годы у Вебберов родился сын Адам (Брендан Фрейзер), для которого мир наверху известен лишь по рассказам и телепередачам, и теперь у него масса открытий и сюрпризов. Все, что происходит с Адамом, очень смешно и трогательно одновременно. Режиссер и сценарист Хью Уилсон (благодарим его за культовую «Полицейскую академию») работает на всех штампах о попаданце в другое время, но делает это с душой, позитивно и по-доброму. Для нас с вами тут важна польза, с которой Адам провел время под землей. Выращенный в бункере парень умеет танцевать не хуже Траволты и боксировать как Тайсон, знает несколько языков и ведет себя как джентльмен. Всё благодаря папе, который выстроил железный распорядок и дисциплину. Ну, и еще прикупил акции новых компаний на всякий случай. Всяких там IBM, например. Поняли, что главное в изоляции? Образование, физкультура и инвестиции.
«Кловерфилд, 10»
Перед нами микс «Мизери» и предыдущего фильма. Мишель (Мэри Элизабет Уинстэд) попадает в аварию, как и несчастный писатель Шелдон. Так же она приходит в себя после отключки и видит, что очутилась в бункере, таком же комфортабельном, как у Адама из 1960-х. Спасший ее незнакомец (Джон Гудман) уверяет, что за дверями последствия химического удара то ли русских, то ли китайцев и выходить наружу запрещено. Вместе с ним живет парень со сломанной рукой (Джон Галлахер-мл.), который помогал строить бункер. Троица, подобно семье Веббер, переживает апокалипсис с музыкой, пазлами и фильмами Джона Хьюза. Вот только Мишель не очень-то верит благодетелю и все время пытается вырваться наружу. Динамичный и полный черного юмора хоррор в фирменном стиле продюсера Джей Джей Абрамса (совы тут постоянно не то, чем кажутся) говорит прямым текстом: сказано на карантине сидеть дома — сидим и не высовываемся. Другое дело, что компанию надо найти все-таки подходящую
«Гравитация»
Райан Стоун, героиня Сандры Буллок, из-за катастрофы остается одна в открытом космосе. Зрелище жуткое, зрительский экспириенс невероятный. Альфонсо Куарон, получивший «Оскар» за режиссуру, снял изумительной красоты и невероятного напряжения кино о силе воли (и космосе как бездне), а Сандра Буллок в одиночку держит наше внимание не хуже Тома Хэнкса. О «Гравитации» написаны сотни текстов еще со времен Венецианского фестиваля, где состоялась премьера фильма (наш можно почитать вот здесь), настоящие космонавты сделали множество разборов картины (например, летчик-космонавт Александр Александров вот так оценил ее достоверность), а сам Куарон объяснил, что космос в его фильме — метафора горя и несчастья, своеобразной капсулы, в которой живет героиня после потери дочери. Нам же по выбранной теме важно вот что: если не поддаваться панике, не распускаться и не сдаваться, можно понять даже китайские надписи на кнопках управления, не то что долететь до Земли (или переждать коронавирус).
«Марсианин»
Еще один космический изгой, вынужденный коротать время на необитаемой планете, и никакого Уилсона в помощь! Судьба инженера и биолога Марка Уотни (Мэтт Дэймон) трагикомична: свои же бросили беднягу на Марсе, посчитав мертвым, и ему пришлось четыре года держаться до прилета следующей миссии. Эпический для россиянина момент наступил, когда Уотни сообразил, как вырастить на Марсе картошку. В целом будни биолога — инструкция на все времена: ноль паники, железная выдержка, физический труд, мозговой штурм по открытию новых возможностей (картошка!), немного развлечений (диско в случае нашего героя) и стримы в соцсетях (Уотни записывал видеодневники). При таком подходе можно справиться с любой изоляцией, главное, чтобы хватило запасов воздуха и чувства юмора. С последним у героя и фильма Ридли Скотта, в отличие от книги, все в порядке.
«Маяк»
Стильный неонуарный хоррор Роберта Эггерса, взорвавший Канны, — пример того, как проводить время в изоляции точно не стоит. Молодой и красивый Эфраим Уинслоу (усатый Роберт Паттинсон) приезжает подработать напарником к хромоногому смотрителю маяка Томасу Уэйку (бородатый Уиллем Дефо). Казалось бы, все условия для полезного времяпровождения вдали от людей созданы: свежий морской воздух, облагораживающий человека труд (Эфраим делает всю черную работу), вкусная пища (Уэйк готовит лобстеров на ужин), чтение книг и музыкальные вечера (Уэйк любит не только выпить, но и спеть-станцевать). Но что-то пошло не так: к четвертой неделе вахты непьющий Эфраим уже вовсю хлещет керосин вместе с Уэйком (потому что виски закончилось), видит галлюцинации, занимается сексом с русалкой, устраивает драки и натурально сходит с ума. Как видим, идеальная изоляция идет прахом, когда в ней участвуют двое граждан, причем однополых: есть большой соблазн разболтаться, начать нездоровую конкуренцию и выпустить наружу всех своих демонов. Не зря свежая статистика сообщает о росте домашнего насилия в карантине.
«Клуб „Завтрак“»
Кстати, о фильмах Джона Хьюза, которыми упивалась троица из «Кловерфилд, 10». Культовый фильм отметил 35-летие в этом году и не устарел ни на йоту (даже мода 1980-х потихонечку возвращается). Пятеро подростков оказываются запертыми в школьной библиотеке в субботу — такое наказание за проступки им придумал завуч. Надо не просто отсидеться, а еще и написать сочинение на тему «Кто я такой». Перед нами главные подростковые типажи: дочка богачей, качок, заучка, фрик и хулиган. Такой набор теперь можно обнаружить почти в каждом фильме или сериале, но именно Хьюз впервые отнесся к этим героям всерьез. Вся эта изоляция могла бы кончиться так же плачевно, как и для Эфраима Уинслоу, если бы не расслабивший всех косячок. Начав с троллинга и взаимного презрения, пятерка закончила откровениями о самих себе. И выяснилось, что все несчастны, все жертвы своих родителей, а общего у них гораздо больше, чем казалось на первый взгляд. Психотерапия в изоляции (честная попытка заглянуть в свою бездну и не сбежать) — хороший повод и решить наконец-то накопившиеся проблемы, и понять, кто же ты, черт побери, все-таки такой.
«Я — легенда»
Ну как же без этого фильма? В мире, где вирус кори мутировал и уничтожил половину человечества, а другую превратил в вампиров, выжил лишь Уилл Смит и показал нам, как надо действовать, если ты попал в эпицентр апокалипсиса. Первое, что нужно сделать, — купить дробовик, плащ и собаку. Второе — все та же дисциплина: проснулся, упал-отжался, съел весь завтрак, поиграл в гольф, собрал урожай, посмотрел «Шрека», поговорил с манекенами в магазине, сходил на охоту. Распорядок — залог выживания. Собака — залог прогулок, в нашей реальности пусть и ограниченных метрами. Философия книги Ричарда Мэтисона, ставшая основой для фильма Френсиса Лоуренса, убрана здесь за ненадобностью. Смит всегда играет только положительных героев без какого-либо страха и упрека (ну, разве что может пострадать от вынужденного алкоголизма), поэтому его Роберт Невилл не неврастеник и монстр, а подполковник медслужбы, способный сразиться с мутантами врукопашную. В свое время многие критики отмечали, как эффектно выглядит пустынный Нью-Йорк постапокалиптического 2012 года в картине. Что ж, теперь можно оценить этот эффект в режиме реального времени, выглянув в окно. Не забываем только отжиматься и питаться правильно.