Найти тему
Augustin Sokolovski

Агамбен о Пандемии (из NZZ 15.04.2020)

Рене Шой[1]

МОЙ ВОПРОС:

Джорджо Агамбен

о подходе современных либеральных

демократий к коронавирусу

(перевод с немецкого: Д-р Августин Соколовски)

Рухнула страна и культура, и всем, по-видимому, все равно. Что происходит в настоящий момент в странах, которые утверждают, что они цивилизованы?

Вместе со всеми, кому небезынтересно данное вопрошание, я хотел был задаться вопросом, который постоянно занимает меня вот уже месяц. Как произошло, что перед лицом некоего заболевания произошло этическое и политическое разрушение целой страны, и никто этого не заметил?

Я с большой осторожностью подбирал слова, чтобы сформулировать свой вопрос. Чтобы без особого труда определить степень уже происшедшего отречения от собственных нравственных и политических принципов, достаточно задаться вопросом о том, где находится тот предел отказа от этих принципов, переступить который мы более не в силах?

Убежден, что читатель, решившийся задуматься над следующими пунктами, не может не согласиться, что порог, отделяющий человечество от варварства, уже пройден. При чем таким образом, что на это не обратили никакого внимания, или попросту попытались сделать вид, что ничего не произошло.

Три пункта:

  • Первый и, быть может, наиболее трудный пункт относится к телам умерших. Как стало возможным, что во имя опасности, определить которую поподробней мы не в силах, мы допустили, что дорогие нам люди, да и, вообще, все люди в подавляющем большинстве случаев не только были брошены умирать в одиночестве, но и тела их были сожжены без всякого погребения? Такого в истории не происходило со времен дочери мифического греческого царя Антигоны до сего дня.
  • Мы не без колебаний приняли, снова во имя некоей «неопределенной опасности», ограничение свободы собственного передвижения, никогда прежде не существовавшее в нашей стране, даже во время двух Мировых Войн, когда комендантский час распространялся только на определенные часы. Во имя некоей «неопределенной опасности», мы также согласились прекратить наши отношения любви и дружбы, потому что наш ближний превратился в возможный источник заражения.
  • Такое могло произойти – и здесь мы зрим в самый корень данного феномена – потому что единство нашего, всегда одновременно телесного и духовного, жизненного опыта распалось на чисто биологическое единство, с одной стороны, и на эмоциональное и культурное единство с другой. Философ и богослов Иван Иллич (1926-2002) указал на ту ответственность за это разделение, которая лежит на современной медицине. Оно кажется само собой разумеющимся, но, в действительности, является величайшим из абстрагирований. По моему убеждению, это абстрагирование было достигнуто современной наукой благодаря реанимационной технике, способной поддерживать тело в состоянии вегетативной жизни.

Безвыходность

Но когда, как это происходит сегодня, это состояние и это условие выходит за положенные ему пространственные и временные границы, становясь, своего рода, принципом социального поведения, то мы впадаем в противоречия, из которых более нет выхода.

Я жду возражений, что, при существующем в настоящее время режиме, речь идет об определенном ограниченном во времени положении, после окончания которого все вернется на круги своя. Удивительно, что это утверждение повторяется как некая мантра вопреки всякой очевидности. Ведь те же самые инстанции, которые объявили чрезвычайное положение, постоянно напоминают нам, что те же самые правила необходимо будет соблюдать и после окончания чрезвычайного положения, а социальная дистанция, как это обозначается красноречивым эвфемизмом, станет новым принципом организации общества. И то, что, с добрыми намерениями или же вопреки здравому смыслу, мы согласились переносить, не подлежит отмене.

А что же с Церковью?

Затронув тему нашей всеобщей ответственности, я никак не могу обойти вниманием более тяжкую ответственность тех, в обязанности должна было бы входить сугубая забота о человеческом достоинстве. Это прежде всего Церковь, которая, превратив себя в служанку науки, которая, между тем, сама сделалась новой религией нашего времени, полностью отреклась от своих важнейших принципов.

Церковь под властью Папы, называющего себя Франциском, забыла, что настоящий Франциск обнимал прокаженных. Забыла, что одним из дел милосердия является посещение больных. Забыла, что подвиги мучеников учат необходимости жертвовать не верой, но своей жизнью, а отречение от ближнего есть отречение от веры.

Молчание юристов

Другую категорию лиц, более не справляющихся со своими обязанностями, представляют собой юристы. В течение достаточно долгого времени мы привыкли к легкомысленному использованию чрезвычайных мер, посредством которых исполнительная власть де факто заменяет собой законодательную, тем самым, отменяя определяющий современную демократию принцип разделения властей.

Теперь мы преступили все границы, и создается впечатление, что слова главы правительства или главы службы гражданской обороны (Италии) приобретают немедленную силу закона, как некогда говорилось о словах Фюрера. Совершенно непонятно, по какому праву, вопреки всем обещаниям, ограничения свободы могут быть сохранены по окончании срока действия чрезвычайных мер. Какими юридическими средствами? При помощи перманентного чрезвычайного положения? Обязанностью юристов является забота о соблюдении положений конституции, но юристы молчат. Quare siletis iuristae in munere vestro? Почему вы молчите, юристы, когда речь о том, что вас касается?

Уверен, всегда найдутся те, кто возразит и скажет, что эти значительные жертвы были принесены во имя нравственных принципов. Таковым я хотел бы напомнить, что Адольф Эйхман (1906-1962) (Эйхман – нацистский преступник, ответственный за массовое уничтожение евреев (примечание А.С.)), очевидно, с благими намерениями, не уставал повторять, что содеянное было совершено им по совести, в повиновении тому, что сам он считал принципами кантианской морали.

Принцип отречения от добра для защиты добра, одинаково ложен, как и принцип, что требует отречься от свободы для защиты свободы.

[1] 15 апреля 2020 года «Новая Цюрихская Газета» (NZZ – Neue Zürcher Zeitung): https://www.nzz.ch/feuilleton/coronavirus-giorgio-agamben-zum-zusammenbruch-der-demokratie-ld.1551896?fbclid=IwAR1ccRjEG9Wy35eiCqfBav9qRsR-NId9uA0FuAGCSNOppJmClAWvedqoXtc (перевод с итальянского: Рене Шой).