«Половое воспитание» – последняя глава книги А.С. Макаренко «Воспитание детей в семье и школе», которая касается непосредственно воспитания в семье. Следующие главы посвящены школьному коллективу, налаживанию отношений между педагогами, педагогами и детьми, педагогами, детьми и родителями и т.д.
По интернету гуляет «цитата», в которой Макаренко якобы отвергает необходимость полового воспитания. На любом форуме, в любой группе, под любой публикацией, где поднимается эта тема, появляются поборники нравственности, трясут «цитатой» и вопят о разложении. «А Баба-яга (то есть авторитетный советский педагог) против!» – утверждают они. И тут такая неприятность – целая глава рядом с другими видами воспитания.
Это совсем не удивительно, ведь в колонии под одной крышей воспитывались как мальчики, так и девочки. Между ними естественно возникали чувства, и если бы Макаренко пренебрегал половым воспитанием, у него регулярно разыгрывались бы драмы. Но драм не было, были случаи симпатии, которые перерастали в любовь и заканчивались браком. Об этом Антон Семенович рассказывает в интервью (стр. 67-79).
Но вернемся к книге и посмотрим, как советский педагог воспитывал своих подопечных. Что можно перенять? Не устарел ли его подход?
Макаренко отмечает, что в вопросе полового воспитания (далее П.В.) нет ничего сложного, если не выделять его из общей массы других вопросов, не драматизировать и не преувеличивать.
Родители должны чётко поставить цель и следовать ей, понимая, что половая жизнь – естественна для человека. Также родители должны отдавать себе отчет в том, что человек живет половой жизнью не ради воспроизведения вида, а ради удовольствия. Желание же получать удовольствие легко толкает на путь разврата. П.В. направлено на то, чтобы это предотвратить.
Макаренко считает, что половая жизнь должна быть основана на взаимной любви, которая проявляется в семье, «т.е. в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение детей» [60]. Напоминает текст поправки, не так ли?
Для построения такого союза нужно сделать два шага.
Шаг 1. Ликвидировать зависимое положение женщины. К этому нам еще идти и идти.
Шаг 2. Регулировать половое поведение человека общественной нравственностью. И над этим пунктом еще работать и работать.
Макаренко чётко и верно разделяет свободу и вседозволенность в половых отношениях. Свобода – это не прыжки по пастелям и бракам, это возможность построить гармоничные отношения с тем человеком, которого выберешь сам, как и возможность разорвать их, если счастье не возможно.
Цель П.В. по Макаренко: «так воспитать своих детей, чтобы они относились к любви как к серьезному и глубокому чувству, чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье» [61].
Правильное П.В., как и любой другой вид воспитания, вытекает из правильной жизни семьи. Поэтому никаких особых средств и методов педагог не предлагает. Он также не рекомендует сводить всю систему воспитания к воспитанию мальчика или девочки. Сейчас, кстати, это модный подход, всё чаще говорят о раздельных школах, об особых методиках. Мы же должны, прежде всего, воспитывать человека.
Из вопросов П.В. не стоит делать тайн. Вполне естественно, что уже в раннем возрасте ребенку интересно знать, откуда берутся дети. Но это не причина хвататься за пузырек валерьянки, а потом посвящать чадо во все подробности процесса. Достаточно ответить тактично, кратко, использовать шутку, присказку про аиста или капусту. Вреда это не принесет. А вот подробное изложение только подогреет интерес и вызовет преждевременные фантазии.
И только уже в подростковом возрасте стоит подробно обсудить вопросы половой жизни, не забыв при этом о гигиене и нравственной стороне. К этому возрасту ребенок уже понимает, что такое тайна, что есть вещи, которые не следует выносить на всеобщее обозрение. Благоприятность подросткового возраста для бесед о половой жизни обусловлена еще и тем, что ребенок уже понимает, что такое любовь. «В каких словах можно малому ребенку сказать, что половые отношения оправдываются любовью, если и о любви ребенок не имеет еще никакого представления. Волей неволей такие беседы будут беседами узко физиологическими. Говоря с сыном или дочерью в более позднем их возрасте о половой жизни, вы уже имеете возможность связывать ее с любовью и воспитывать у юноши или у девушки глубокое уважение ко всем этим вопросам, уважение гражданское, эстетическое и человеческое. С темами любви наши юноши и девушки знакомятся открыто из литературы, из окружающего опыта людей, из общественных наблюдений. Родители и должны опираться на эти, уже, имеющиеся у молодых людей знания и представления» [64].
Конечно же, залог успеха П.В. кроется там же, где и успех воспитания в целом – в примере родителей. «Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки, если все это происходит на глазах у детей с первого года их жизни, являются самым могучим воспитательным фактором, необходимо возбуждают у детей внимание к таким серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной» [64].
Хорошим подспорьем для правильного П.В. является дружба. Если в детстве ребенок научится строить отношения с ребенком противоположного пола, то впоследствии сможет видеть в женщине/мужчине не только объект страсти, но и друга. Дружеские отношения, совместную социальную ответственность, общие интересы Макаренко считает основой настоящей любви.
Опосредованно на П.В. влияет режим, правильное сочетание труда и отдыха, спорт, чтение и т.п. Все это вместе воспитывает характер.
Касается Антон Семенович и темы запретов. Вы уже, наверное, заметили, что вся его система воспитания строится на принципе: легче предупредить, чем лечить. Но Макаренко практик, а не идеалист, и понимает, что случаи «лечения» неизбежны. Поэтому в тех случаях, когда родители заметили отклонения в поведении ребенка: излишний интерес к откровенным книгам (у нас это уже и не книги, а сайты), фривольное поведение, некорректные высказывания, необходимо прямо указать на недопустимость подобных действий.