Найти тему
CUTOFF Magazine

Supernature. Как Cerrone создал суперхит в 70-х

В 2018 году на свет вышел фильм "Экстаз" великого и ужасного Гаспара Ноэ. Открывает его 10-минутный танцевальный перформанс под ремикс Supernature. Так суперхит, написанный 40 лет назад, обрел вторую жизнь.

Кадр из фильма "Экстаз" (реж. Гаспар Ноэ, 2018).
Кадр из фильма "Экстаз" (реж. Гаспар Ноэ, 2018).

Трек Supernature – это продукт своего времени, продукт 70-х. Он был одним из первых продакшенов, включающих синтезатор. Не самый первый, но один из, - размышляет Cerrone в интервью FACT magazine.

Cerrone - французский барабанщик, композитор, продюсер, перформер. Является одним из самых влиятельных продюсеров в жанре диско 1970-х и 1980-х годов. Продал более 30 миллионов альбомов по всему миру
Cerrone в наши дни.
Cerrone в наши дни.

На тот момент я уже был немного известен и работал над третьим альбомом. Тогда было принято отправлять более-менее успешным музыкантам новые инструменты, чтобы те их попробовали, и в конце концов использовали. Так однажды я получил ARP Odessey, на котором даже кнопку питания было сложно найти. Тем не менее я стал экспериментировать с его звучанием, и это было вау, он меня действительно поразил, сегодня такой звук создают секвенсоры.

Cirrone на обложка альбома Supernature (1977).
Cirrone на обложка альбома Supernature (1977).

Я записал последовательность нот вручную. Почему? Потому что я записываю все свои треки поверх дорожки с ударными. Ударные у меня всегда живые, они двигаются, они не квантованные, не расположены идеально на сетке 4/4. Я записал ноты мелодии в два раза медленнее, чтобы потом идеально синхронизировать их с битом в нормальном темпе. Сегодня это делалось бы намного легче. У тебя уже есть полностью готовая ударная партия и когда ты нажимаешь ноту на секвенсоре, мелодия звучит синхронизировано с ударными. Даже если ты не попал в такт. Это как функция автоматического сведения треков для диджеев. Но в то время это было не так просто. Сначала арпеджио состояло из одной ноты, это звучало скучно, мелодия постоянно повторялась, поэтому я решил ее расширить. Это очевидное решение. Так медленно я нащупал атмосферу для двух мелодий.

Затем мне пришла идея басовой партии. Я добавил ее, а потом заметил что не хватает удара. Я записал его стуча по микрофону пальцем. В то время все так делали. Технически все было довольно сложно и медленно, хотя придумывал решения я довольно быстро. Я записывал секвенцию в половину темпа, ноту за нотой вручную. Тогда у меня был Revox (прим.: швейцарская рекорд-система) для 4 дорожек, на котором я и сводил звук. Трек длится 11 минут, поэтому продакшн занял довольно много времени. Парадоксально, что сейчас звук найти очень быстро и просто, есть миллиард возможностей, но так много времени занимает написание и продюсирование. В то время я записал Supernature за один вечер. У меня все было на Revox: секвенции, басы, мелодия, там была атмосфера.

Лене Лович, вокал в Supernature.
Лене Лович, вокал в Supernature.

Для написания слов я привлек Лене Лович (прим.: британская рок-певица югославского происхождения). Я хотел что-то фантастическое, и в то же время для меня было важно высказаться о поведении человека в отношении планеты. В итоге лирику мы выстроили вокруг романа Герберта Уэллса “Остров Доктора Моро”. Вокал я добавил также на Revox. Кстати конечный трек предполагалось назвать Milligator, и именно Лене, услышав конечный результат сказала мне: “А теперь замени Milligator на Supernature”. Так получился трек, который живет и по сей день.

Статья написана по материалам интервью для FACT magazine.