На старых винтомоторных пассажирских самолетах, таких как Ли-2 или Ил-14, иллюминаторы в салоне были прямоугольными. Но на более поздних турбовинтовых и реактивных лайнерах иллюминаторы почему-то стали круглыми. Изыски дизайна? Нет. Требования прочности. Герметичный фюзеляж современного пассажирского самолета напоминает воздушный шарик: с подъемом на высоту он как бы надувается из-за уменьшения внешнего давления. Чтобы фюзеляж не лопнул, нагрузка должна распределяться по его поверхности более-менее равномерно. Кстати, воздушный шарик я вспомнила не просто так: помните советский мульт, где Пяточек падает на зеленый шарик и тот лопается? Так вот, маленький легкий Пятачок вряд ли сумел бы раздавить воздушный шарик: равномерное распределение нагрузки по поверхности тел вращения делает их очень прочными. Скорее всего, на тропинке попалось что-то острое, и в равнопрочной оболочке образовалась крошечная дырочка. Эта дырочка – коварный концентратор напряжений. В тысячную долю секунды концентр