Найти в Дзене

Почему иллюминатор круглый?

На старых винтомоторных пассажирских самолетах, таких как Ли-2 или Ил-14, иллюминаторы в салоне были прямоугольными. Но на более поздних турбовинтовых и реактивных лайнерах иллюминаторы почему-то стали круглыми. Изыски дизайна? Нет. Требования прочности. Герметичный фюзеляж современного пассажирского самолета напоминает воздушный шарик: с подъемом на высоту он как бы надувается из-за уменьшения внешнего давления. Чтобы фюзеляж не лопнул, нагрузка должна распределяться по его поверхности более-менее равномерно. Кстати, воздушный шарик я вспомнила не просто так: помните советский мульт, где Пяточек падает на зеленый шарик и тот лопается? Так вот, маленький легкий Пятачок вряд ли сумел бы раздавить воздушный шарик: равномерное распределение нагрузки по поверхности тел вращения делает их очень прочными. Скорее всего, на тропинке попалось что-то острое, и в равнопрочной оболочке образовалась крошечная дырочка. Эта дырочка – коварный концентратор напряжений. В тысячную долю секунды концентр

На старых винтомоторных пассажирских самолетах, таких как Ли-2 или Ил-14, иллюминаторы в салоне были прямоугольными. Но на более поздних турбовинтовых и реактивных лайнерах иллюминаторы почему-то стали круглыми. Изыски дизайна? Нет. Требования прочности.

Прямоугольные иллюминаторы у Ил-14 и привычные овальные у Airbus A320
Прямоугольные иллюминаторы у Ил-14 и привычные овальные у Airbus A320

Герметичный фюзеляж современного пассажирского самолета напоминает воздушный шарик: с подъемом на высоту он как бы надувается из-за уменьшения внешнего давления. Чтобы фюзеляж не лопнул, нагрузка должна распределяться по его поверхности более-менее равномерно.

Кстати, воздушный шарик я вспомнила не просто так: помните советский мульт, где Пяточек падает на зеленый шарик и тот лопается? Так вот, маленький легкий Пятачок вряд ли сумел бы раздавить воздушный шарик: равномерное распределение нагрузки по поверхности тел вращения делает их очень прочными. Скорее всего, на тропинке попалось что-то острое, и в равнопрочной оболочке образовалась крошечная дырочка. Эта дырочка – коварный концентратор напряжений. В тысячную долю секунды концентратор напряжений выстрелил во все стороны трещинами, шарик лопнул, и ослик Иа остался без подарка.

Классическая схема образования концентратора напряжений
Классическая схема образования концентратора напряжений

Понятно, что самолет все же не шарик, отверстия в его фюзеляже есть. Но сделаны так, чтобы не служить концентраторами напряжений. Для этого все проемы дверей, люков и иллюминаторов снабжают прочными силовыми окантовками, по которым распределяется нагрузка. Лучше всего она распределяется по круглому контуру. Авиаконструкторы скругляют углы всех некруглых отверстий в фюзеляже самолета, а иногда скругляют и их грани – именно так выглядят четырехгранные иллюминаторы в салонах большинства современных лайнеров.

Скрученный четырехгранный иллюминатор
Скрученный четырехгранный иллюминатор

С дверьми в самолет примерно та же история: совсем круглыми их сделать не могли, человек все-таки не колобок. Поэтому входные проемы всегда скругленные и имеют смягченные линии. В общем не авиация, а сплошное надувательство.

Двери, как видим, тоже скруглены
Двери, как видим, тоже скруглены