Найти тему
Kids Land

Как помочь ребенку с оптической дисграфией

Еще, когда моя дочь ходила в детский сад, психологи обратили внимание на проблемы, связанные с мелкой моторикой. Если надо было что-то вырезать, слепить, склеить и даже просто написать, это вызывало всегда большие сложности. Ребенок нервничал, ничего не получалось, хотелось быстрее закончить это неприятный и сложный процесс. А еще в совсем юном возрасте моя дочка держала ложку левой рукой и рисовала ею же. А Часы и браслетики надевала на правую ручку. Это настораживало, потому что было непонятно, левша она или правша. В итоге школьный психолог в первом классе определил, что происходит. Называется эта штука оптическая дисграфия. И в нашем случае она произошла из-за того, что дочка самопереученная левша.

Что же такое вообще оптическая дисграфия? Это отклонение в письменной речи, связанное с тем, что у ребенка недостаточно развиты пространственные и оптические представления . Помимо этого у него не до конца сформированы системы зрительного анализа, что и влечет за собой проблемы, подобные нашим. Из-за этого возникают проблемы с письмом. А сейчас в школе с этим очень строго. И даже за небольшие помарки просто снижают баллы. Учителя пытаются добиться идеальной картины мира во всем, но, к сожалению, не все могут ей соответствовать.

Часто возникает вопрос, что же происходит в тетради у таких детей: О! Это целая песня! Коряво написанные буквы, скачущие по строкам, неправильные переносы, подмена букв, так называемые буквы-потеряшки, которых вдруг не оказывается в слове, буквы, написанные зеркально. А если говорить не о письме, то здесь тоже много всего интересного: сложно ровно нанести клей, сложно вырезать круг или квадрат, непонятно, как сложить фигурку по пунктирным линиям, да и еще много всего. Но есть способы, которыми как раз пользуемся мы, чтобы исправить ситуацию. Их рекомендовал нам психолог. Расскажу о некоторых.

1. Собирать пазлы. Да-да, простые пазлы могут помочь ребенку справиться с этой проблемой. Конечно, с начала лучше использовать крупные пазлы. Потом постепенно переходить от них к более мелким и с бОльшим количеством деталей.

2. Разного рода головоломки. Ребенок злится, ему не нравится, я с этим сталкиваюсь постоянно. Но сижу вместе с ней и пытаюсь помочь. Лучше это делать вместе, не оставлять его одного наедине с этой проблемой. Помогайте, подсказывайте, сами ставьте ту или иную фигуру в нужное место.

-2

3. Кубики Никитина. Это очень хорошая вещь, складывать эти кубики нужно по схемам, которые даются в приложении к коробочке. Задача непростая, фигуры сложные. Но начните с самых простых. С самых легких. Постепенно увеличивая нагрузки. Чередуйте простое со сложным, так ребенку будет легче воспринимать. Про эти кубики можно подробнее посмотреть видео, выложенное на моем канале.

-3

4. Книжки-сгибалки. Недавно купила такую книгу на Озоне и, честно говоря, думала, что дочка быстро справится со всем этим. Уж больно она казалась мне детской. Но нет, мы даже поплакали вчера и не хотели сидеть и делать. Не получается! Это первый симптом того, что рядом должен быть кто-то, кто поможет, подскажет, расскажет и сделает вместе с ребенком. Главное, не вместо него. Он сам должен понять, что это легко и интересно!

-4

5. Кубик Рубика. Для 5-6-летнего ребенка, конечно, задача непосильная. Но пробовать можно. Хотя бы собирать одну сторону, объяснив схему. Для ребенка постарше уже все будет ясно и понятно. Также нужно объяснить ему, как это работает и дать возможность покрутить кубик, не заставляя сразу же собирать его. Пусть для начала это будет просто развлечением.

-5

6. Вы садитесь вместе с ребенком, он закрывает глаза, а вы на его спинке начинаете чертить цифры и буквы. Он должен их угадать. Это забавная и веселая игра с элементами щекотки не только развлечет его, но и заставит думать и угадывать, что же там мама написала?

7. Садитесь также вместе с ребенком и просите его в воздухе писать цифры и буквы, ну или что-то порисовать. И пытаетесь угадать сами. А также потом выполняете поставленную ему задачу. И пусть угадывает он. И так минут 10-15 в день. Хорошая тренировка не только для ума, но и для мелкой моторики.

8. Графический диктант. Удобная вещь. Ребенок ведет руку по клеткам. Вы говорите, направо две, налево три и так далее. И у него должен получится конкретный рисунок. Или слоник, или собачка. Если же рисунок не получился, это означает, что задание не выполнено и лучше его повторить еще раз.

-6

9. Лепка. Да, обычная лепка из пластилина или массы для лепки или теста. Можно также использовать тот самый "космический песок", который так любят дети. Давайте ребенку задание. Пусть он лепит не только интересные фигурки, но и цифры, и буквы. Это хорошо не только для мелкой моторики, но и для запоминания. Эту методику можно использовать и для изучения иностранных языков.

-7

На самом деле, подобных заданий очень много, и если вы заметили у ребенка такую проблему, не затягивайте! Постарайтесь к школе прийти подготовленными и избавленными от консультаций с психологом. Но если все же произошло так, что вы позже обратили внимание на проблему, ничего страшного, помогайте ребенку, занимайтесь с ним и внимательно следите за его правописанием. В выходные давайте ему прописи буквально на 15-20 минут в день, пусть он рисует красками и лепит из пластилина буквы, это тоже отличный способ справиться с подобной проблемой.