Найти тему
Юрист Юлия Шанина

Как вернуть деньги за тур?

Оглавление

Если Вы купили тур, а карантин спутал все карты, у Вас есть как минимум 2 способа решить эту проблему:

  • изменить даты путешествия, при этом деньги оставить на “депозите” у туроператора (заключить дополнительное соглашение к договору реализации туристского продукта по новым условиям)
  • расторгнуть договор и потребовать возврата денег за тур.

Давайте разберем оба способа и выясним, когда мы можем получить свои деньги в полном объеме.

Что такое “депозит” туроператора?

На мой взгляд, это не самое безопасное и выгодное вложение - проценты не капают, деньги никак не защищены, а что будет с туроператором через полгода или год - загадка. Уйдет ли он в банкротство вместе с деньгами туристов или выберется из кризиса? Где все это время будут “ваши” деньги? Этот “депозит” никак не защищен, просто предполагается удержание ваших средств во власти туроператора.

Здесь вопросов больше, чем ответов. Особенно, с точки зрения безопасности. Я уже не говорю о том, что планировать в наше время путешествия не приходится, мы каждый день с вами оказываемся в новой реальности..

Поэтому вариант с возвратом денежных средств считаю более разумным.

Юрист с 10 летним опытом работы - Юлия Соколова, автор статьи. Париж, 2011 год.

Как это сделать?

  1. Прочитайте свой договор от начала до конца или покажите его юристу. Посмотрите, что там насчет форс-мажора, штрафов при расторжении и порядка уведомления туроператора при отказе от тура.

По общему правилу, при возникновении эпидемии, мы руководствуемся ст.14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ, согласно которой

если жизни, здоровью, имуществу туристов что-то угрожает в стране пребывания, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении договора до начала путешествия при этом туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Штрафы за отказ от договора можно оспорить в суде, такие условия в большинстве случаев признаются недействительными.

2. Проверьте сайт своего туроператора. Есть вероятность того, что он воспользуется своим правом возвращать деньги туристам из фонда персональной ответственности, а не со своего текущего счета. В этом случае процедура возврата займет около 8 месяцев (может, больше).

На сайте Ростуризма от 15.04.2020 опубликована информация

"О порядке использования средств фондов персональной ответственности туроператоров для выплат туристам"

Даны ответы на вопросы, связанные с возвратом туристам денежных средств за туристские продукты в страны, в которых введены ограничения по причине эпидемиологической ситуации

Сообщается, что туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, предоставлена возможность использовать накопленные средства фонда персональной ответственности туроператора (ФПО) для возврата денежных средств туристам (период путешествия - с даты введения ограничений до 1 июня 2020 года).

Если Ваш туроператор не направил соответствующее уведомление в Ассоциацию "Турпомощь" и не разместил такую информацию на сайте, значит, будет делать возврат из собственных средств.

В любом случае стоит поспешить с требованием о возврате денег за тур.

Так как здесь действует принцип "кто первый, того и тапки бабки".

Поэтому срочно переходим к следующему алгоритму:

3. Напишите заявление о расторжении договора и возврате денег в полном объеме. В заявлении ссылайтесь на:

- объявление пандемии со стороны ВОЗ, 

- информацию Ростуризма, 

-закрытие въезда в страну пребывания, 

-статистические данные по заболеванию в стране, куда планировался тур,

-ст.451 ГК РФ - существенное изменение обстоятельств, при  которых приобретался тур,

-ст.14 ФЗ “Об основах туристской деятельности в РФ”

-Закон “О защите прав потребителей”

Не забудьте зафиксировать в заявлении само требование о расторжении договора и возврате средств, а также указать реквизиты вашего счета для возврата.

Распечатайте свою претензию в 3 экземплярах. Поставьте дату и подпись.

Одну - направьте турагенту по юридическому адресу, указанному в договоре. Вторую - туроператору. Третью - оставляем себе, к ней прикалываем квиточки об отправке первых двух претензий.

Отправляем все заказными письмами. Отслеживаем получение на  сайте Почты России. Ждем 10 дней для возврата денег.

Помним, что если наш туроператор пошел по пути компенсации через фонд и "Турпомощь", то ожидание растягивается на 8 месяцев примерно.

4. Если нет - после истечения 10 дней при отсутствии денег делаем следующее:

  • жалоба в Роспотребнадзор
  • жалоба в прокуратуру
  • исковое заявление о взыскании в суд

Самое действенное - последнее, поэтому можно не тянуть с иском, а запускать его сразу после истечения 10-дневного срока для возврата денег.

Как потребитель, турист освобождается от госпошлины.

Иски в период карантина направляются в суд почтой заказным письмом.

Важно! Перед подачей иска, один экземпляр иска отправляете туроператору, прикладываете квиток о его отправке в пакет документов для подачи в суд.

Не забудьте приложить также копию Вашего договора, квитанцию об оплате, претензию и квитки о ее направлении.

Важно помнить!

💰Получат свои деньги те, кто уже направил свои претензии туроператору или сделает это в ближайшие дни..🚀

Остальные рискуют попасть в длинный лист ожидания к туроператору, у кого на всех, увы, не хватит денег для возврата.

Кто наиболее защищен?

-те, у кого туры на ближайшее время, пока въезд в страны ограничен

-те, у кого туры в Китай, Италию, Республику Корея, Иран

Ростуризм не рекомендует эти страны к посещению в связи с режимом угрозы безопасности

Ждем новый список стран от Ростуризма, ведь фактически вылеты ограничены, а рекомендации Ростуризма только в отношении 4 стран.. А ведь именно рекомендации Ростуризма дают нам основание расторгнуть договор и получить свои деньги в полном объеме (ст.14, 132-ФЗ)

В остальных случаях сумма взыскания может быть уменьшена на сумму фактически понесенных расходов - это риски туриста.

Некоторые туроператоры выложили суммы фактически понесенных расходов при отказе туриста от тура на своем сайте.

И там мы увидим, чем раньше заявляем об отказе, тем меньше теряем.

Поэтому, скорость - самое важное в этой ситуации.

Дерзайте и всё получится!

С уважением, Юрист Юлия Соколова

P.S. Если хотите, чтобы больше людей узнали о своих правах или если эта статья была полезна лично Вам, поставьте значок "палец вверх" под этой статьей, пожалуйста. А я буду продолжать полезные рекомендации по защите Ваших прав!

Буду рада ответить на Ваши вопросы по номеру WhatsApp +79525959360

или электронной почте pravo48@mail.ru