Автор - Фёдор Мурачковский
генеральный директор и сооснователь Planeta.ru
Сайт - planeta.ru
Мне кажется, кризис так или иначе отражается на любом бизнесе. На нашем в том числе. Пока люди достаточно активно поддерживают проекты, но мы ожидаем снижение среднего чека в связи с мировыми событиями. Но надеемся, что люди будут продолжать поддерживать интересные им проекты. Сейчас такое время, когда поддержка становится особенно актуальной. Многие, сидя в четырёх стенах, спрашивают себя "как я могу помочь, что я могу сделать?". Что-то можно делать как раз с помощью краудфандинга, помогая важным инициативам воплощаться в жизнь или оставаться на плаву, что будет сейчас даже актуальнее.
Заметили небольшое снижение количества запускаемых проектов на первой "каникульной" неделе. В начале марта наши менеджеры брали в работу примерно 100 проектов в неделю (это число проектов уже после предварительной модерации, то есть без учёта отклонённых из-за нарушения наших правил проектов). А на позапрошлой и прошлой неделе запустили на 15% меньше проектов. Но уже только в этот понедельник ушёл в работу 31 проект. То есть люди поняли, что затянувшиеся "каникулы" - это не внезапные выходные, а полноценный рабочие дни, только из дома. И как раз разумно использовать это время для реализации проектов вместе со своими сообществами. Главное - найти нужные интонации и посылы. Несмотря на снижение среднего чека (с 1300 рублей до 1100 рублей) наблюдаем 15% рост в посещаемости, 16% рост уникальных пользователей, 20% рост транзакций. Всё это означает, что поддерживать проекты действительно стали меньшими суммами, но чаще и более массово. Краудфандинг затягивает – это такой вирус поддержки. Один раз поддержишь кого-то и – хочется ещё. Поэтому я думаю, что люди будут продолжать участвовать в проектах, но, вероятно, действительно меньшими суммами. Тем не менее, в краудфандинге не бывает небольших сумм – бывает недостаточное количество участников. Поэтому я рад, что даже в это кризисное время экономика поддержки в стране развивается.
Если говорить об организации работы внутри компании, то все коллеги прекрасно понимают, что "каникулы" - это не для нас. Нашему бизнесу (а я всегда говорю "наш", а не "мой") можем помочь только мы сами. Поэтому работаем - иногда даже усерднее, чем из офиса. Безусловно, пандемия наложила свои отпечатки: например, отложилось открытие шоу-рума. Онлайн-магазин товаров, созданных благодаря народному финансированию, у нас работает уже 6 лет, наступило время переносить его и в офлайн. Летом мы переехали в новый офис, который размещён в визовом центре, подумали, что людям, которые ожидают своей очереди за визой, будет любопытно побродить по нашему шоу-руму и что-то выбрать для себя. Уже всё подготовили, шарики повесили, но оказалось, что как раз сейчас людям не до виз. Что ж, перенесём. Школа краудфандинга, которую мы планировали провести в 5 городах, сместилась на неопределённый срок, временно закрылся самовывоз вознаграждений из офиса. Доставка работает в штатном режиме, разве что доставляем товары и заказы из проектов теперь только раз в неделю. Зато как раз до введения режима самоизоляции в Москве мы запустили наш видеолекторий по краудфандингу на платформе краудпродюсер.рф. Сейчас, конечно, внезапно стало очень много онлайн-курсов, но офлайн-мероприятий всегда тоже было много, люди привыкли выбирать. Так вот наш видеолекторий я очень рекомендую выбрать тем, кто задумывается о запуске своего проекта или даже хочет использовать это время для освоения новой перспективной профессии крауд-продюсера. Часть занятий доступна бесплатно, курсы и мастер-классы можно проходить выборочно или все вместе.
Резюмируя: работа внутри команды не остановилась. Мы – IT-бизнес, спокойно перестраиваемся на удалённый формат работы. У нас и до пандемии регулярно кто-то уезжал на зимовку в тёплые края или работал с дачи. Для меня непринципиально нахождение сотрудника в офисе, принципиально выполнение им своих задач.
Специально для авторов, которые не намерены сдаваться, на прошлой неделе мы запустили антикризисную категорию "Всей Планетой онлайн". Мы приглашаем запускаться там малый бизнес и социальных предпринимателей - локальные бренды, которые делают нашу обычную жизнь комфортнее и приятнее. Сейчас самое время, чтобы обратиться таким локальным брендам к своему лояльному сообществу. Краудфандинг даёт авторам не только деньги, он укрепляет связь внутри сообществ - люди вместе достигают конкретных целей. Ещё мы приглашаем запускаться в этой категории организаторов трансляций. Многие творческие коллективы "переезжают" из офлайна в онлайн, тем самым скрашивая нашу самоизоляцию. Для авторов антикризисной категории мы снижаем общую комиссию "Планеты" и платёжных систем до 7% (вернее, снизить комиссию платёжных систем мы как раз не можем, поэтому снижаем именно свою комиссию, чтобы антикризисные проекты были реализованы). Разрешаем сборы на аренду или зарплаты сотрудникам - самые насущные сейчас нужды для предпринимателей. А всем участникам таких проектов, поддерживающих антикризисные кампании от 300 рублей, дарим онлайн-тренировки от наших партнёров Fitmost. Категорию запустили только на прошлой неделе, поэтому о результатах говорить рано: как правило, люди запускают краудфандинг не день-в-день, а готовятся к запуску (и это верная стратегия: дольше запрягаешь - быстрее едешь). Но нам приходит очень много благодарных отзывов от потенциальных авторов и просто наблюдателей со стороны. Ну и проекты этой категории уже собрали почти 600 тысяч рублей – неплохой старт.
Я уверен, что любой кризис - это не катастрофа, а возможность. Идея о создании "Планеты" пришла мне во время кризиса 2008 года. Кризис - это хорошее время, чтобы взять всё в свои руки и начать действовать. Поэтому я всех призываю увидеть такую возможность и в этом бизнесе и действовать. Тоской никого не удивишь. Объединяйте свои сообщества, действуйте вместе, запускайте проекты на "Планете".