Стою в кухне, медитативно помешивая суп на плите. Женщинам, чтобы отключаться от всех мировых проблем и успокаиваться, надо спокойно стоять возле плиты и смотреть, как из разных ингредиентов под воздействием высокой температуры появляется то, что в миру называется супом. Если ко всему подходить с буддийской точки зрения, то всегда легко найти момент, чтобы успокоиться, раскладывая ситуацию на составляющие, и потихоньку осознавая, что вся жизнь, которая видится нам как скала, готовая задавить нас, просто является потоком отдельных маленьких событий, улыбок и гримас.
Так вот стою себе спокойно, варю суп, мысли в голове приходят и уходят, не задерживаясь, что-то жую себе на ходу, тут на кухню залетает дочка и говорит:
- Мама, я уже познакомилась со всеми Иерархами Ада, но главного героя я еще не встретила.
Услышав слова дочери, я чуть не поперхнулась, мысли тут же стали роится возле двух понятий: Ад со всеми его жителями и моя дочь. И я смогла промолвить только один вопрос: «Доча, с какими Иерархами Ада ты, познакомилась?»
- Ну, мама, помнишь я тебе говорила про Ершалаимские рассказы, я уже познакомилась с Воландом, Азазелло, Бегемотом и всей остальной свитой, там Геллой и Коровиным, и ты знаешь они мне даже чем-то понравились, а вот Мастера в книге я еще так и не встретила. Тут мне стало так легко легко, я подумала: «А, Булгакова «Мастер и Маргарита» начали читать». Как-то давно мы обсуждали с ней Понтия Пилата и Га-Ноцри, ту самую главную сцену, когда Иисус заботится о римском командующем. Почему-то, когда я читала эту книгу в первый раз, я подумала, что автор смотрит на своих героев, как врач ласково смотрит на своих больных, когда им плохо, во время приступа. Приступы только у больных разные бывают: кто-то страдает от жадности, кто-то от гнева, кто-то от привязанностей. Клинически это выглядит по-разному: у кого-то голова болит от подъема артериального давления после вспышки гнева, у кого-то приступ желчной колики после того как не смог совладать с тягой к вкусной еде. Ну и так далее, если смотреть с буддийской точки зрения, то можно разложить все по 12 звеньям взаимозависимого возникновения.
P.S.: Михаил Булгаков – писатель и врач, прошедший все тяготы войны, у него есть чему поучиться, например юморному и заботливому отношению к жизни и ее обитателям, правда это «смех сквозь слезы», но в нашей жизни, где всё заканчивается выходом в следующее рождение –это очень хороший способ не заработать себе тоже отрицательной кармы, наравне с нашими пациентами.