Найти тему
Ясно Понятно

«Цифровой ошейник» для москвичей. Что не так с новой системой пропусков

Оглавление

Фото Reuters
Фото Reuters

После того, как первая попытка ввести в Москве жесткий пропускной режим потерпела фиаско, московская мэрия решила перейти к контролю за перемещениями граждан на инновационной основе. С 22 апреля электронные пропуска привяжут к проездным картам, а штрафы за езду на автомобилях без пропуска будут выписывать камеры видеофиксации. Как это будет устроено и в чем тут проблемы?

Нет пропуска - нет входа в метро

Начиная с 22 апреля, для проезда в городском общественном транспорте можно будет использовать только карты «Тройка», «Стрелка», месячный единый проездной билет, а также социальные карты москвича и жителя Московской области, написал на своем сайте мэр Москвы Сергей Собянин.

Пассажиры должны включить номера электронных карт в свои цифровые пропуска. Причем сделать это необходимо не менее чем за 5 часов до начала первой поездки. Получать новый цифровой пропуск, если он уже есть, не требуется. Нужно внести изменения в действующий документ, для чего на сайте nedoma.mos.ru появился соответствующий сервис.

Если в цифровом пропуске не указан номер электронной карты, проезд в городском общественном транспорте будет невозможен. Электронная карта не сработает на турникете метро или валидаторе наземного транспорта.

Действие всех остальных видов проездных билетов на общественный транспорт будет приостановлено с 22 апреля до 1 мая 2020. Неиспользованные поездки будут позднее компенсированы, заверил мэр.

Бесконечные штрафы для водителей

Для контроля соблюдения пропускного режима при поездках на автомобиле будут задействованы камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД и дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции. Для поездки необходимо включить в цифровой пропуск государственный номер машины. Причем сделать это требуется опять не менее чем за 5 часов до начала первой поездки.

Машины, не включенные в цифровые пропуска, будут автоматически считаться нарушителями. Их владельцы будут штрафоваться на 5000 рублей. При этом штрафы будут приходить за проезд под каждой камерой, которые будут осуществлять слежение. Проехал под четырьмя камерами без пропуска - 20000 рублей.

Жди пять часов!

Поле внимательного прочтения нового указа Сергея Семеновича сразу возникла масса вопросов. Крайне изумляет требование вносить данные карт и автомобилей за 5 часов до «первой поездки». А если это разовый пропуск и нужно срочно поехать? Близкий человек в беде, какие-то обстоятельства непреодолимой силы. Сидеть и ждать пять часов, пока там базы московские обновятся? Это выглядит дико.

Обязательное использование карт проезда для проезда на общественном транспорте выглядит как навязывание платной услуги. Карты стоят 50 рублей, и теперь их обязаны купить все, кто хочет хотя бы иногда пользоваться метро. Но более важно вот что...

Правовой нигилизм на базе метро

Сбор и обработка региональными властями данных граждан, как инфицированных, так и не инфицированных коронавирусом , посредством любых информационных систем мониторинга должна быть основана на федеральном законодательстве и соответствовать положениям 152-ФЗ «О персональных данных».

Сейчас мы имеем вот какую систему. Есть кусок пластика, который эмитирует ГУП «Московский Метрополитен» (!), и к нему теперь привязан электронный пропуск, который содержит персональные данные человека. Таким образом, это никак не защищенная проездная карта вдруг стала почти полноценным идентификатором личности гражданина РФ. А что, так уже можно?

При этом через такую систему собираются все данные, которые занесены в пропуск. А это может быть номер машины, данные работодателя, номер удостоверения журналиста, реестровые номера адвокатов и нотариусов. Сбор таких данных, если они не требуются для борьбы с вирусом, как кажется, пока запрещен.

При этом по закону гражданину в понятной и общедоступной форме должна быть предоставлена вся необходимая информация о том, какие именно данные собираются, как и для каких целей они обрабатываются, и кто может получить к ним доступ. Кому-то что-то мэрия объяснила?

С видеофиксацией также вопросов масса. Но тут дело осложняется тем, что выписанные таким образом гигантские штрафы (даже если они не окажется технически ошибочными) скорее всего, будут массово оспариваться в ГИБДД и судах, начнется хаос и крайнее недовольство людей. Точно такого результат хочет мэрия, спасающая город от вируса?

Пропуска вообще помогают самоизолироваться? Спойлер: нет

Самое интересно, что после введения решим пропусков в Москве 13 апреля ситуация с уровнем самоизоляции не сильно изменилась по сравнению с предыдущими неделями. Если проанализировать динамику индекса самоизоляции от «Яндекса», то будет видно, что за две последние «свободные» недели индекс в рабочие дни в среднем составил 3,36 и 3,02 пункта, а за неделю пропускного режимом - 3,32 пункта. То есть это даже хуже, чем в последние дни марта. На улицах все также было много людей. То есть, пропуска не работали. Сейчас посмотрим, как ситуация изменится после 22 марта.

При этом, похоже, что навязывание гражданам «цифровых ошейников» может иметь далеко идущие последствия, никак уже связанные с пандемией. Для московской полиции собираются закупить 10 000 смартфонов, пишет «Коммерсант». Они могут использоваться, в том числе и для проверки цифровых пропусков.

Но, простите, а если карантин и вот это все отменят в середине мая? Зачем тогда эти смартфоны служителям правопорядка? Ответ, возможно, прост: вирус пройдет, а система пропусков остается, как и штрафы. И она может быть вновь развернута в любой момент. Вот тогда и техника пригодится.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал