Основание «Метрополя»
Своим рождением он обязан «Савве Великолепному» — предпринимателю и меценату, владельцу первой в стране частной оперной труппы Савве Ивановичу Мамонтову, задумавшему построить в центре Москвы, напротив Большого театра, дворец искусств — с грандиозным, рассчитанным на три тысячи зрителей, оперным залом, художественными галереями, гранд-отелем и первоклассным рестораном.
Мамонтов объявляет открытый конкурс, который выигрывает проект Николая Шевякова и Льва Кекушева, однако, заказ волей Мамонтова достается англичанину Вильяму Валькотту, занимающему на конкурсе четвертое место. Позже, когда Савва Иванович перестает быть акционером, и сама идея «Метрополя» смещается от «театра с гостиницей» к «гостинице с рестораном», к работе — совместно с Валькоттом — возвращаются Кекушев и Шевяков. Оформить фасады и интерьеры «Метрополя» Мамонтов предлагает лучшим художникам своего времени — Михаилу Врубелю, Николаю Андрееву, Сергею Чехонину, Александру Головину.
Архитектура «Метрополя»
Открывшийся в январе 1905 года отель, словно гигантский магнит, притягивает толпы москвичей. Горожане подолгу простаивают перед «Метрополем», рассматривая майоликовые панно Врубеля и Головина, скульптурные фризы Андреева, декоративные вазы Ваулина, изогнутые решетки балконов и огромный стеклянный купол работы инженера Шухова, пытаясь прочесть лентой идущую по фасаду цитату из Ницше; ничего подобного Москва еще не видела.
Главное украшение «Метрополя» — панно «Принцесса Грёза», повторенная в керамике картина Михаила Врубеля на сюжет пьесы Эдмона Ростана. Она была написана для Нижегородской ярмарки, выставлена в специально построенном Саввой Мамонтовым павильоне, плохо принята публикой и в назидание невеждам, переведена в Абрамцевских мастерских в майолику и представлена на всеобщее обозрение на фасаде отеля.
Помимо «Принцессы Грёзы» на фасаде «Метрополя» можно рассмотреть еще полтора десятка цветных панно разного размера. Большинство из них — работы Александра Головина и Сергея Чехонина (майолики «Жажда», «Жизнь», «Поклонение природе» и др.).
Под окнами четвертого этажа по всему фасаду проходит фраза Фридриха Ницше: «Опять старая история, когда выстроишь дом, поймешь, что научился кое-чему».
На уровне четвертого этажа здание опоясывает фриз «Времена года», созданный скульптором Николаем Андреевым.
«Метрополь» дореволюционный
К январю 1905 года отделочные работы заканчиваются, и оснащенная электричеством, телефонной связью, горячей водой и лифтами — гостиница начинает принимать гостей.
Особой популярностью пользуется ресторан, кухней которого заведует француз Эдуард Ниньон: в общем зале и кабинетах гуляют Рябушинские, Морозовы, Стахеевы, отъезд Дягилева заграницу и юбилей «Золотого руна» отмечаются банкетами. О них долго говорит Москва, в «Зимнем саду» отеля ставятся столы для сотен гостей и устраиваются самые шумные праздники в городе.
Метрополь в новейшей истории
В августе 2012 года после почти столетнего перерыва вновь становится частным. В 2013 г. новая команда во главе с генеральным менеджером Домиником Года начинает глобальное обновление отеля, чтобы сделать его одним из самых современных в мире, сохранив историческое наследие. В 2013 г. кухню возглавляет Андрей Шмаков, чей талант приносит отелю высокую оценку международных гастрономических гидов (Gault & Millau, La Liste). В 2015 г. на месте исторического американского бара открывается ресторан современной русской кухни SAVVA. В 2017 году «Метрополь» объявляет о завершении первого из трех этапов масштабного обновления и представляет 28 обновленных номеров.
Интерьеры номеров воссоздаются по оригинальным проектам начала XX века. По функциональности они соответствуют мировым стандартам класса люкс. Годом спустя вновь распахиваются двери исторического главного входа в отель: как и в 1905 году, при открытии, подъехать к «Метрополю» и войти в него можно со стороны площади Революции (бывшей Воскресенской). В 2019 году количество обновлённых номеров в отеле достигает 70. Теперь гостям доступен широкий выбор: от обновлённых Представительских номеров до Посольских Люксов. Вместе с тем, уникальные исторические номера с оригинальными интерьерами начала XX века, тщательно сохраняются.