Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Лучшая экранизация Льва Толстого в советском кино

Экранизации – дело сложное и неблагодарное, особенно когда речь идёт о классических произведениях. И уж тем более спорными всегда оказываются экранизации Толстого, который наше всё не меньше Пушкина. Но есть, пожалуй, и редкие исключения. К числу таких относится драма «Воскресение», снятая в 1960 году режиссёром Михаилом Швейцером.

Этот советский фильм многие считают образцовым переносом книги на экран, где создатели учли все сюжетные линии и показали всё, что хотел сказать сам Толстой.
Кадр из фильма «Воскресение»
Кадр из фильма «Воскресение»

Во многом особой, толстовской, атмосфере картина обязана исполнителям главных ролей. На роль Катюши Масловой, героини для российской литературы знаковой, претендовали многие советские актрисы, в числе которых были Татьяна Самойлова и Зинаида Кириенко. Но Швейцер разглядел опороченную, но всё-таки невинную девушку в Тамаре Сёминой, тогда ещё студентке.

Фото со съёмок. Тамара Сёмина
Фото со съёмок. Тамара Сёмина

Тамара уже не была новичком на площадке, она снялась в трёх лентах, но после роли Катюши она вошла в число популярнейших артисток. Работалось ей со Швейцером легко, а спустя четыре года режиссёр пригласил актрису и в свой новый фильм «Время, вперёд!». Впоследствии Сёмина не раз называла Швейцера своим крёстным отцом в кино и говорила, что

именно героиня «Воскресения» сделала её известной.

Роль Нехлюдова отдали Евгению Матвееву, который тоже обошёл многих именитых конкурентов на пробах. Почти параллельно Матвеев снимался в «Поднятой целине» по роману Михаила Шолохова, где играл Макара Нагульного, героя очень отличного от Нехлюдова. И остаётся только удивляться, как

артист мог так радикально перевоплощаться в персонажей разных эпох, сословий, мировоззрений, разрываясь между съёмочными площадками.
Фото со съёмок. Евгений Матвеев и Тамара Сёмина
Фото со съёмок. Евгений Матвеев и Тамара Сёмина

Сценарий для фильма Михаил Швейцер написал сам. Как и в других своих картинах, снятых по классике, Швейцер бережно отнёсся к материалу, старался избегать упрощений сюжета и схематизации героев. Не обошлось, конечно, без некоторых пробелов, но в любом случае какими-то деталями пришлось бы пожертвовать, несмотря на то, что фильм вышел двухсерийным.

Немалую роль в создании и общей атмосферы, и образа Катюши Масловой сыграла операторская работа.

Видение Эры Савельевой, необычное, женское, помогало создать на экране контрасты и выпуклости, которые почти на почти физиологическом уровне украшают кадры.

Кстати, позднее Эра снимала Тамару Сёмину и в фильме «Человек, которого я люблю», где героиня тоже выглядит не просто ярко и рельефно, а по-настоящему живо, трогательно.

Интересная особенность «Воскресения» - присутствие огромного числа знаменитостей в крошечных ролях.

Фото со съёмок. Валентина Телегина, Тамара Сёмина, Лариса Архипова
Фото со съёмок. Валентина Телегина, Тамара Сёмина, Лариса Архипова

Актёров с громкими именами даже не указали в титрах, но вряд ли это и оскорбило. Ищите на экране Марию Виноградову и Валентину Владимирову, Майю Булгакову и Анастасию Георгиевскую, Ролана Быкова и Геннадия Юхтина, Владислава Стржельчика и Александра Хвылю.

Фото со съёмок. Виктор Кулаков, Павел Массальский, Василий Бокарев
Фото со съёмок. Виктор Кулаков, Павел Массальский, Василий Бокарев

А ещё обратите внимание на голос «от автора». Его читает Алексей Консовский, в 1947 году сыгравший обаятельного Принца в «Золушке».

Сразу после премьеры первой серии «Воскресение» назвали одной из самых удачных экранизаций классических произведений. И это был

нечастый случай, когда и зрители, и критики были единодушны и восторженно отзывались о картине.

А как вы считаете, Толстому бы понравилась версия Швейцера?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-6