Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Варвара краса – длинная коса" (СССР, 1971): магия сказки

Варвара краса – длинная коса. СССР, 1971. Режиссер Александр Роу. Сценаристы М. Чуприн (псевдоним М. Вольпина и Н. Эрдмана), Александр Роу (по мотивам баллады В. Жуковского "Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею"). Актеры: Михаил Пуговкин, Георгий Милляр, Татьяна Клюева, Алексей Катышев, Сергей Николаев, Анатолий Кубацкий, Лидия Королёва, Варвара Попова, Александр Хвыля, Борис Сичкин и др. 32,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссера Александра Роу (1906-1973) не зря называют великим киносказочником, и «Варвара краса – длинная коса», бесспорно, одна из лучших его работ.

-3

Знаменитый кинокритик и киновед Виктор Демин (1937-1993) писал об этом фильме весьма доброжелательно: «Взрослых, я, думаю, немало посмешит энергичный и недалекий, добродушный и деловитый царь в прекрасном исполнении М. Пуговкина, сыплющий направо и налево современным жаргоном волевого руководителя… Те из взрослых, кто любит ревю, будут, несомненно, заворожены волшебным ритмом и необыкновенными красками этого пышного и стремительного кинематографического зрелища… А если этого мало, добавьте все чудеса, которые возможны только в кино» (Демин, 1971: 7). Демин В. «Варвара краса – длинная коса» // Спутник кинозрителя. 1971. № 1. С. 7-8.

-4

Киновед Кира Парамонова (1916-2005) также высоко оценила эту работу Александра Роу, обратив внимание читателей, что «в этом фильме в единое действие включены подлинно сказочные мотивы и живая выдумка современных художников — автора и режиссера, мотивы фантастического приключения и бытовой комедии. Сатира и пародия, идущие от реалистического мышления современного художника, и сказочная поэтика органично объединены в пластических образах фильма. А ключом к единству стилистики послужил жанр — не просто сказка, а сказка-комедия» (Парамонова, 1972). Парамонова К. «Варвара краса – длинная коса». 1972. http://akter.kulichki.net/se/v_006.htm

-5

Знаток творчества Александра Роу – киновед Нина Спутницкая - уже в XXI веке, на мой взгляд, резонно отмечает, что в «Варваре-красе…» интересна оппозиция подлинного и магического. Роу всегда обращает внимание на красоту естественности, а здесь противопоставление фантастического и реального становится движущей сюжет силой. Без причуд магии Андрей узнает среди голубок свою возлюбленную. Варвара – волшебница, но ее чарует все настоящее: как вяжет спицами няня, березовый лес, настоящая любовь» (Спутницкая, : 231). Спутницкая, Н.Ю. Птушко. Роу : Мастер-класс российского кинофэнтези. М.- Берлин: Директ-Медиа, 2018. 371 с.

Итак, это были мнения киноведов.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020