"Я предпочитаю рисование разговорам: оно быстрее и оставляет меньше места для лжи".
© Ле Корбюзье
Каждый дом Ле Корбюзье отличался нестандартным подходом к планировке. Он всегда находил, чем удивить, как сделать необычно, но функционально.
Архитектор исключил из собственных проектов декоративные элементы, придерживаясь правила Роэ «меньше значит больше», и возводил простую геометрию форм, асимметрию горизонтальных плоскостей и свободные планировки. Естественное освещение он ценил больше искусственного, а из всех цветов выбирал спокойные - белый и оттенки серого.
Корбюзье находился в вечном движении собственного эксперимента, он идеально знал материалы, с которыми работал, и пытался найти их оптимальный способ применения. Он обожал математические расчеты и называл себя поклонником прямого угла. "Учитесь у машин", - говорил архитектор и проектировал жилой дом, который должен был стать совершенной "машиной для жилья". Это город в городе, который отвечает всем повседневным человеческим потребностям.
Техника необработанного бетона была применена в Индии при возведении восьмиэтажного Дворца Ассамблей у подножия Гималаев. Это стало отправной точкой в развитии брутализма. Этот проект впервые показал, что означает задумка Корбюзье о жизни города в городе.
В 1927 году Ле Корбюзье сформулировал пять принципов архитектуры: идеальный дом стоит на столбах, обладает плоской крышей и гибкой внутренней планировкой, оснащен ленточными окнами и свободно организованным фасадом. Эти правила были воплощены в семейном загородном доме - вилле Савой.
В 1946 году Ле Корбюзье встретился с Альбертом Эйнштейном в Принстоне, чтобы представить свой проект для штаб-квартиры ООН.
"Я имел удовольствие довольно подробно обсудить "Модулор" с профессором Альбертом Эйнштейном в Принстоне. Я тогда переживал период большой неопределенности и стресса; я плохо выражался, плохо объяснял "Модулор", я увяз в трясине “причины и следствия”... В какой-то момент Эйнштейн взял карандаш и начал считать. Я по глупости перебил его, разговор перешел на другие темы, расчет остался незаконченным.
Друг, который привел меня сюда, был в глубоком отчаянии. В письме, написанном мне в тот же вечер, Эйнштейн любезно сказал о “Модулоре” следующее: “Это шкала пропорций, которая делает плохое трудным, а хорошее - легким”. Есть люди, которые считают это суждение ненаучным. Что касается меня, то я считаю, что он необычайно проницателен. Это жест дружбы, сделанный великим ученым по отношению к архитекторам, которые учеными не являются, а скорее солдаты на поле битвы. Ученый говорит нам: "Это оружие стреляет прямо: в вопросе измерения, то есть пропорций, оно делает задачу более определенной.”
- Ле Корбюзье, Модулор (1954)