Последняя победа советских подлодок в Великой Отечественной войне.
75 лет назад, 17 апреля 1945, подводная лодка «Л-3» Владимира Коновалова отправила на дно немецкий транспорт «Гойя». Эта атака завершила список побед советских субмарин в Великой Отечественной войне. При этом гибель «Гойи» стала крупнейшей морской катастрофой в истории, намного опередив по числу жертв знаменитый «Титаник».
В свой последний поход в Великой Отечественной войне, который принес известность и славу Коновалову, подводная лодка отправилась утром 23 марта. В этот раз ей предстояло действовать в Данцигской бухте. Потратив на переход трое суток, Коновалов вышел в район Хельской косы, где на глубоководных фарватерах нужно было поставить мины. Из-за тумана он смог выставить их лишь 28 марта, но не там, где требовалось. В результате минные банки «Л-3» не нанесли никакого ущерба врагу.
В это время в Данцигской бухте активно действовали немецкие крейсера и эсминцы, обстреливавшие советские войска на ее побережье. 1 апреля Коновалов получил приказ прорваться в бухту и атаковать их. Выполнить задание помешали сильный вражеский корабельный дозор и разыгравшийся на море шторм. Вторую попытку проникнуть в бухту «Фрунзенец» предпринял спустя неделю – 7 апреля. Но субмарину вновь постигла неудача. Тогда ее командир, посчитав миссию невыполнимой, решил начать охоту на конвои у Хельской косы.
Сначала Коновалову не везло. Утром 12 апреля он упустил один конвой из-за того, что находился на невыгодной позиции. Спустя четверо суток с мостика «Л-3» заметили одиночный транспорт, но атака сорвалась из-за того, что цель двигалась слишком быстро. Однако это не означало, что Фортуна отвернулась от «Фрунзенеца».
После полуночи 17 апреля «Л-3» обнаружила конвой. Это был упомянутый GO712, вышедший в море несколькими часами ранее. На удачу советских подводников он снизил скорость из-за проблем с машинами одного из судов. Коновалов видел два тральщика, а также транспорт, который и решил атаковать. Им оказался «Гойа». Пользуясь темнотой, лодка заняла удачную позицию для стрельбы, дав трехторпедный залп. От взрыва двух торпед «Гойя» раскололся пополам. Находившийся на мостике Коновалов своими глазами видел, как судно быстро идет ко дну. После этого он приказал погружаться, чтобы остаться незамеченным для вражеских эскортных кораблей.
Для немцев последствия атаки «Л-3» оказались печальными. Вместе с судном погибли свыше шести тысяч человек, а спасшихся оказалось не более двухсот. Таким образом, «Гойа» возглавил список морских катастроф по числу жертв.
Из-за гибели множества гражданских лиц Коновалова, как и Маринеско, сейчас иногда пытаются обвинить в военном преступлении. Стоит помнить, что «Гойа», как и «Вильгельм Густлоф», был вспомогательным кораблем кригсмарине и входил в состав вражеских конвоев. А это делало их законными целями. Поэтому любые обвинения в адрес обоих подводников не состоятельны.