Вагоны-хопперы предназначены для перевозки сыпучих грузов. Есть хопперы крытые, в которые груз засыпается через люки сверху. Есть – открытые, без крыши. Вагоны саморазгружающиеся, груз под своим собственным весом высыпаются через люки снизу. Необычная форма кузова как раз и предназначена для того, чтобы груз легко высыпался.
Название вагона происходит от английского слова «hopper».
В ТТ отечественные хопперы выпускались лишь мелкими партиями тремя производителями ТТ-модель, ТТ-ТТ (об этом производителе уже был рассказ в материале «Модели поездов из закрытого города. Фирма "ТТ-ТТ"») и Норкин-модель (из травленной латуни, как правило в виде комплектов для самостоятельной сборки, хотя были и готовые модели).
В этом материале рассказ о моделях хопперов производства ТТ-модель. Первый экземпляр модели хоппера от ТТ-модель появился в готовом виде в 2007 году в рамках подготовки к мелкосерийному производству. Основной материал кузова двухкомпонентная полиэфирная композиция. Модель содержала много накладных деталей из травленной латуни. Были использованы тележки типа ЦНИИ-Х3О производства Пересвет. По большинству признаков (масштабные размеры, детали корпуса, грузоподъемность и дата изготовления, указанные на корпусе модели) прототип модели может быть определен как зерновой хоппер типа 19-752. Однако крыша с круглыми (а не прямоугольными) загрузочными люками принадлежит более раннему зерновому хопперу типа 11-739.
В конце 2007 — 2008 годах было выпущено несколько партий моделей коричневого цвета с круглыми люками приписки как СЖД, так и РЖД. В частности под артикулом 3040 коричневый хоппер приписки РЖД для перевозки зерна, под артикулом 3041 коричневый хоппер приписки СЖД для перевозки зерна, под артикулом 3042 коричневый хоппер приписки РЖД для перевозки минеральных удобрений, под артикулом 3043 коричневый хоппер приписки СЖД для перевозки минеральных удобрений.
В начале 2010 года ассортимент хопперов был расширен. Была выпущена малая партия моделей зеленого цвета РЖД «Еврохим», V эпохи для перевозки минеральных удобрений под артикулом 3050. Особенностью модели являлось большое количество надписей.
В 2011 году появились два варианта модели с новой крышей, отличающейся прямоугольными загрузочными люками - таким образом, реализован прототип вагона 19-752. Крыша выполнена из эпоксидной смолы, имеются непроливы на имитации решетки настила и заметная кривизна. Обе новых модели приписки РЖД относятся к V эпохе: коричневый «Зерно» имеет артикул 3060 и зеленый «Еврохим» был выпущен под артикулом 3061.
Кузова вагонов из малых серий также отлиты из эпоксидной смолы, использовано много дополнительных деталей из травленного металла, часть из них прилагалась как накладные, которые моделист должен установить сам. Местами встречаются огрехи сборки, в частности следы клея, какие-то волокна, непрокрас в местах стыков деталей.
В личной коллекции имеется две модели вагонов хоппера — зеленый «Еврохим» минеральный удобрения артикула 3050 и коричневый минеральные удобрения СЖД артикула 3043.
ДДН. Фото автора из личной коллекции и со свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме моделизма:
Чья модель копийнее? Тест для читателей канала