Найти тему
Санжи Ангархаева

Мы родом из детства

Ярикта
Ярикта

Ближе к августу начинали созревать ягоды, наша самая любимая ягода была черёмуха, мы её собирали литрами, мололи и делали варенье. Когда мы стали постарше, и дедушка с бабушкой спокойно отпускали нас за ограду, наша четверка девочек стала знатоками черёмухи по всему Ярикта, мы знали на вкус каждый куст черёмухи, тогда заметили, что чем старее черёмуха, и чем больше она получает воды, тем и вкуснее ягода на кусте. В детстве мы считали черёмуху деревом, потом, когда начали проходить биологию, выяснилось, что черёмуха – это кустарник, сначала мы оскорбились за родное дерево, потом подумали, что может тот, кто писал учебник настоящую черёмуху не видел, или у них дома черёмуха маленькая растет. В поисках вкусной черёмухи мы облазили все окрестности Ярикта, и однажды добрались до Унигана. Дедушка рассказывал нам, что раньше Ярикта было большой и очень длинной деревней, потом много людей укочевали в Улюн, в Курумкан или в город. Иногда в наших прогулках нам по дороге попадались брошенные остовы печных труб, но они пугали нас своим духом заброшенности, и мы быстро убегали прочь.

Униган –это было удивительное место, место где наша гора открывала себя людям. Прямо перед нашим домом в Ярикта стояла огромная скалистая гора с двумя пиками. Когда мы были маленькими, и у нас не было бинокля, мы думали, что это просто такая гора, состоящая из двух пиков, но оказалось, что просто очертания нескольких хребтов складывались так, что казалось, что это два пика. Гора действительно была огромной, состояла из нескольких пиков и склонов, потом в бинокль мы увидели даже медведей, которые гуляли по её открытым склонам. Пока мы доходили до Унигана, мы обходили гору, и там она раскрывала людям свои склоны, и казалось, что если пойти дальше, то можно открыть какие-то удивительные тайны. Но дедушка с бабушкой не разрешали нам одним далеко углубляться в лес, и мы, памятуя о данных обещаниях, наверх не поднимались, просто сидели внизу спокойно и любовались открывавшейся красотой, пока нам это позволяли оводы и комары. Вместе с нами там гуляли и наши коровы, и телята. Телятам иногда надоедали укусы кровожадных слепней и от боли, они начинали бегать с высоко поднятым хвостом, я иногда тоже так делала с криком «Йеэх, пошли вы!»? Только я размахивала не хвостом, а панамкой. Нагруженные вкусной черёмухой, мы возвращались домой.

Много лет спустя, люди в лесу вблизи Унигана нашли статуэтку Цаца, изображающую тысячу Будд, и показали это место Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву, а он на камне увидел изображение танцующей Богини Янжимы. Так через много лет мы и узнали какую тайну открывали нам горы в местечке Униган, теперь там возвышается похожий на парящего белого лебедя Баргузинский Дацан.