Со времени выхода "Древа жизни" Терренс Малик все десятилетие только расстраивал меня. Снимая чуть ли не 5 фильмов одновременно, режиссер каждый раз умудрялся выдавать совершенно неотличимые друг от друга картины.
Казалось, что он несколько лет подряд зачем-то снимал первоклассных актеров в разных локациях, а при монтаже забывал, что и куда хотел вставить, и где чего наговорить закадрово. В итоге зритель годами смотрел один и тот же фильм, где почему-то менялись актеры, но не менялась суть.
К моменту выхода "Песни за песней" все его приемы вызывали уже либо смех, либо оторопь. Но вдруг он взялся за реальную историю. Так появилась "Тайная жизнь". И она… замечательна.
История жизни Франца Егерштеттера
Фильм повествует о Франце Егерштеттере, единственном австрийце, который по религиозным причинам отказался присягать Гитлеру и служить в его армии. За это он был казнен, а после свержения нацистского режима католической церковью был причислен к лику блаженных.
Параллельно страданиям Франца показывается жизнь его семьи в деревне без него. И это очень хороший режиссерский ход.
Во-первых, он позволил Малику много снимать любимой им природы, да еще в естественном освещении (оператор Йорг Видмер здорово косит под Эммануэля Любецки).
Во-вторых, перенести на экран быт австрийской деревни первой половины 20 века, а Малик любит чтоб все было достоверно.
В-третьих, уровень драматургии стал выше, так как переживание и сочувствие вызывает не только Франц, но и его жена, которой приходится очень туго.
Также сюжетное разделение на жизнь двух персонажей подходит к излюбленному режиссёром способу повествования – закадровому голосу героев. В его недавних фильмах про любовь это выглядело напыщенно, потому что часто герои на экране были вместе, а постоянно звучащие за кадром мысленные диалоги были неестественны, напоминая сцену из "12 стульев", где на собрании монархистов Остап Бендер торговался со спонсором.
В этом фильме прием работает, потому что применяется к письмам между мужем и женой и обращению героя к богу. Фоном звучит прекрасная музыка Джеймса Ньютона Ховарда, 8-ми кратного номинанта на Оскар.
В общем, если вы любите авторское кино медитативного и рефлексивного характера, и вас не пугает хронометраж в 3 часа, то "Тайную жизнь" смотреть можно смело. Красоты Австрии будут радовать глаз, а нарратив, возможно, настроит на размышления.
Хотя если вы, как я, смотрели все предыдущие фильмы Малика, то тематику и так знаете: бог, любовь, судьба, моральный долг, место человека в мире, смысл жизни и т.д.
Я же во время просмотра думал о другом – о политике и истории. Если вам про такое читать не интересно, то остановитесь на этом абзаце.
Пропаганда и свободный мир
В фильме хорошо показано отношение крестьян к семье главного героя после его отказа служить. Они, семья, моментально становятся изгоями, им никто больше не помогает, у них воруют, их оскорбляют.
Я сразу вспомнил адские завывания наших антисоветчиков о судьбах ЧСИР (членов семьи изменника родины) или раскулаченных. Как их всем колхозом травили, как все отбирали, как потом дети врагов народа не могли получить образование и уж тем более вступить в партию. А как мы теперь знаем, если ты не состоял в партии, то ты был в расстрельном списке Сталина.
Самые показательные судьбы в этом плане у Ельцина и Леонова – настолько загнобила их тоталитарная система, что первый стал президентом РСФСР, а второй – первым человеком в открытом космосе.
И кто-то скажет: ну вот тебе очередной пример схожести тоталитарных систем, нацизм равно коммунизм и т.п. Но в Австрии нацисты пришли к власти в марте 1938, а Франц отказался служить в 1943-м.
Неужели за 5 неполных лет в глухой австрийской деревне машина пропаганды, без телевизора и даже радио, настолько сильно промыла мозги, что вчерашние друзья-соседи стали ярыми нацистами?
Если верить фильму и некоторым историческим статьям, католическая церковь там занимала анти-нацистскую позицию (что как-то странно, ведь Ватикан-то занимал очень даже пронацистскую позицию), а значит, как единственное СМИ тех времен, не могло оказать такого воздействия на умы.
На природное рабство тут не спишешь, это у нас для объяснения всех современных неудач всегда можно свалить либо на крепостное право, либо на 70 лет тоталитаризма. С первым явлением в Австрии было покончено еще в 1780-х годах, а второе к моменту описываемых в фильме событий не могло дать таких серьезных результатов.
Антисемитизм
Если касаться темы антисемитизма, то он зрел в Европе уже давно, и в той же Австрии лег на хорошо подготовленную почву. Разбежавшиеся по Европе за предыдущие столетия евреи просто не могли влиться в такие вот деревенские коллективы, которые показаны в фильме.
Что же делать евреям в преимущественно аграрных странах, если на село не пускают? Придется заниматься какими-то другими делами – ростовщичеством, торговлей, становиться часовщиком, ювелиром и т.д. (собственно фамилии немецких евреев как правило род деятельности и означают: Гольдшмит – ювелир, Миллер – мельник, Фишман – продавец рыбы, Шнайдер - портной, Бекер – пекарь, Векслер - меновщик).
Таким образом для деревенских ты городской, да еще и странного вида, а для горожан – конкурент странного вида. А еще бог у тебя другой. Трижды чужак.
И такое отношение было по всей Европе, не только в Австрии или Германии. Гитлер же предлагал забрать кому-нибудь немецких евреев, ну и какая европейская страна согласилась? Только тоталитарный СССР – первое государство, где пытались вытравить антисемитизм, который очень хорошо себя чувствовал в России, Которую Мы Потеряли (кстати, благословенная православная империя подарила миру слово «pogrom», а тоталитарный атеистический савок – «sputnik», почувствуйте разницу).
А первопричина в чем? Идеалист скажет, что в культуре, в духовной сфере. Как нынче Михалков, усмотревший причину массовой гибели людей от коронавируса в Италии и США в их бездуховности.
Правда, тут как-то Китай выбивается из логики. Да и Иран – у этих с духовностью все более чем хорошо. Но на то он и идеалист, что никак не может натянуть сову духовности на глобус реальности.
Система, пораждающая нацизм
А мы, материалисты, знаем, что первопричина в базисе – в экономической системе, где человек человеку волк, где война всех против всех, где конкуренция с целью уничтожить другого, где надо идти по головам. На такую почву замечательно ложатся семена любого шовинизма.
Такая система была и в Германии, и в США (где с ненавистью к евреям тоже был полный порядок – они ж Христа распяли - а про чернокожих я вообще молчу), и в Рокомпоте.
Более того, так как социализм за день по специальному декрету не строится, то на первоначальной стадии, как мы помним, родимые пятна капитализма еще присутствовали и в Союзе.
Не только во времена коллективизации, но и намного раньше, еще в царской деревне, царили травля, изживание, подлянки и попил награбленного.
Когда какой-нибудь светлоликий либерал с голубого экрана воет о том, как при раскулачивании у пострадавших тут же разбирали крышу и забор, то стоит знать, что это не советская власть их научила - они это сами давно умели и стабильно практиковали. При любом удобном кипише они растаскивали помещичье добро и делили землю.
По мере разложения общины роль пахана на селе, которому с наворованного самые ништяки достаются, стал играть кулак. Во время революций 1905 и Февральской именно кулаки нажились больше всех, и даже по ленинскому "Декрету о земле" все кайфы захапали они.
Да и до выделения кулачества в класс в русской деревне процесс приватизации был неплохо налажен. Когда у нас патриоты-почвенники утопают в слюнях, пускаемых на крестьянскую общину, как символ Русскости, и проклинают большевиков за слом Многовековой Особой Цивилизации, надо помнить, что община отнюдь не была заинтересована в процветании каждого ее члена.
Например, как только баба оставалась вдовой - извиняй, но корова тебе явно не нужна, а общине еще как, да крыша с забором тоже незачем. Все в дом. В чужой.
И только в ходе коллективизации, со всеми ее перегибами и перекосами, удалось поломать воровской ход и почти победить мелкобуржуазное сознание. Правда, не до конца. Но это уже отдельная история.
Именно экономической основой общества объясняется тот факт, что у нас каждый год можно выпускать фильмы о героях и подвигах – на ближайшие лет сто хватит – а вот в австрийской истории обнаруживается только Франц Егерштеттер.
Да, я в курсе о существовании австрийского сопротивления во время войны. Но куда показательнее тот факт, что гораздо больше австрийцев радовалось приходу нацистов к власти, нежели боролось с ними, и гораздо больше австрийцев воевало и умерло на восточном фронте, нежели партизанило в тылу вермахта.
И повальная набожность европейского деревенского населения никак не помешала резать людей пилой или практиковаться в меткости на детях.
На одного истово верующего Франца Егерштеттера, соблюдавшего заповеди, пришлись сотни тысяч его братьев по вере, которые с надписью «Бог с нами» на бляхах пришли убивать других христиан.
Помните об этом, когда в очередной раз услышите, как какой-нибудь государственный соловей будет заливать вам про Особую Русскую Духовность, а антигосударственный имбецил будет дудеть в уши про счастье в капитализме – системе, породившей нацизм.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы