Найти тему
Адекват

Путин стал инициатором окончательного разрушения российской правовой системы

По мере того, как перспектива «возвращения к нормальности» в России откладывается, всё яснее видится общий тренд развития страны, который начал проявляться ещё 15 января, а сейчас становится кристально ясным.

Запустив процесс переписывания Конституции и осознанно направив его по треку, показательно пренебрегавшему прописанным порядком изменения Основного Закона, В.Путин стал инициатором окончательного разрушения российской правовой системы.

Однако эпидемия и необъявленная чрезвычайщина не только ускорили процесс, но и заметно его углýбили: теперь, с одной стороны, его субъектами стали все кому не лень (губернаторы, мэры, полицейские начальники, и т.д.) и, с другой стороны, над правом начали доминировать даже не законы (принятые сервильными, но всё же минимально легитимными представительными органами), а указы и распоряжения.

Сегодня президент с легким сердцем ушёл в тень – несмотря на некоторую тревогу, которую он и его друзья наверняка испытывают из-за быстрого сокращения «распиливаемого» «пирога» и возможного роста народного недовольства, коронавирус исполняет давние мечты В.Путина: превращает народ в холопов; окончательно девальвирует правовой режим; делает выживание (и физическое, и материальное) единственной целью людей. Президента не интересуют коллапсы в метро или рост числа жертв – самое важное для него то, что процесс деградации сегодня продвигается не им лично, а его сатрапами, которых в случае чего всегда можно «вывести за штат».

Ещё до первого обращения будущего царя к подданным я писал, что мы присутствуем при эпохальной смене парадигмы российской истории: превращении несовершенной демократии в классическую олигархию. На днях проскользнуло мнение о том, будто в Кремле задумались об отмене прямых выборов губернаторов – и я удивлён, что это стало обсуждаться только сейчас. Мне кажется, что всенародное голосование по изменениям в Конституции важно как метод «обкатки» досрочного (недельного или более длительного), удалённого (через интернет или сайт госуслуг) или надомного (с заранее известным результатом) волеизъявления, которое затем будет реплицировано и на выборах в Думу и региональные заксобрания. В.Путин и коронавирус, выступая в прочном союзе, превратят все права в условность, а любые выборы – во всенародные голосования, причём, очень скоро.

Соответственно, и повестка дня «посткоронавирусной» России окажется серьёзно переформатированной. Политическая легитимность, которая до поры до времени заботила Кремль, станет гораздо менее значимой – центральное место займёт легитимность экономическая, причём, понимаемая в авторитарном смысле – т.е. с упором не на развитие, а на пропитание. Это объясняет, почему власть до последнего не будет тратить средства ФНБ на поддержку бизнеса, а позже использует их именно на подачки нищающим бюджетникам, которые, говоря словами одного из самых «адекватных» мыслителей нашего времени, о. Дмитрия Смирнова, «могут и милостыньку попросить, крупы горсточку». В общем, нас ждут непростые времена, и те, кто повторяет, что «мир теперь не будет прежним», правы. Хотя в данном случае я бы сузил «мир» до «русского мира".