Мюриэль Барбери: «С детства для меня главными удовольствиями в жизни были еда и слова»
В 2006 году в литературный мир Франции ворвалась Мюриэль Барбери, и ее книга «Элегантность ежика» произвела настоящий фурор. История консьержки-интеллектуалки, тщательно скрывающей свою образованность от окружающих, стала абсолютным бестселлером, была переведена на 31 язык, получила ряд литературных премий, по ней был снят фильм. И это при том, что сама Мюриэль была уверена, что ее «Ежика» читать никто не будет, и ей до сих пор не верится в собственный успех.
- Родом из детства
Мюриэль Барбери родилась 28 мая 1969 года в Касабланке (Марокко). Училась в престижной школе. В двенадцать лет начала писать короткие рассказы. Выбрала философию, окончила университет, стала преподавать, получила звание профессора. Она была замужем за Стефаном Барбери, фотографом, который всегда вдохновлял ее на творчество, и именно ему она посвящала свои книги.
· Проба пера
Изначально сюжет ее первого романа «Лакомство» был лишь короткой сценой в одном из рассказов, но по совету мужа она развернула сцену в роман, а потом послала его в издательство. Главный герой -- «величайший в мире» гастрономический критик, потому что удовольствие от еды и кулинарных открытий для Барбери сродни интеллектуальному. Читая ее описания блюд, так и хочется ощутить «прохладную маслянистость сладких перцев», сардины, благоухающие «морем и дымком на весь квартал», сашими «в перламутрово-муаровых переливах». Критик пытается вспомнить перед смертью самый важный для него вкус, а для самой Барбери тема еды стала способом обратиться к теме желания, эмоций и в общем — к смыслу жизни. Мюриэль не интересует сюжет, она плывет в потоке языка, который увлекает ее в мир высокой кухни так же легко, как в мир Пруста и Канта.
- На гребне успеха
Когда Барбери начала писать «Элегантность ежика», это была книга про консьержку Рене, 27 лет работающую в респектабельном доме, где она для вида включает сериалы, а сама в это время наслаждается Толстым, мангами и фильмами Одзу. Некрасивая, толстая 54-летняя Рене с ее элегантностью ежика — снаружи сплошные колючки, но внутри изысканная простота — стала главной героиней романа, на двухсотой странице которого Барбери неожиданно ввела в роман девочку Палому, которая планирует покончить жизнь самоубийством в день своего тринадцатилетия, чтобы не включаться в бессмысленную гонку за успехом. И тогда муж Мюриэль убедил ее, что образ Паломы настолько интересен, что достоин встать рядом с Рене. Так две женщины в романе, обреченные на духовное одиночество, находят друг друга, внутренне преображаются, и ледяной панцирь их одиночества тает.
Другая жизнь
В 2008 году Мюриэль, получив приличные деньги за «Элегантность ежика», оставила пост профессора и вместе с мужем уехала в любимую Японию, в Киото. Там они прожили два года тихой и спокойной жизнью, отчасти похожей на жизнь ее героини Рене, наслаждаясь литературой и искусством и стараясь оставаться незаметной для широкой публики — и упаси ее бог появляться на ТВ! Она практически не дает интервью и даже не высказалась насчет фильма, снятого по ее роману.
В 2015 и 2019 она издала еще два романа -- "Жизнь эльфов" и "Странная страна", развелась со Стефаном, некоторое время жила в Амстердаме, потом снова вышла замуж, живет в Турени (Франция).
Теперь она может полностью отдаться писательству и какое-то время не думать о деньгах, хотя все с нетерпением ждут от «Королевы бестселлера» следующего романа.
Так она говорит
- «Я получаю огромное удовольствие, описывая мою любовь к происходящему каждый день, к искусству, к Японии, к бытию людей».
- «Я не планирую сюжет книги и никогда не знаю, чем она кончится, раньше, чем за пять минут до завершения романа».
- «Я -- и Рене, и Палома, и Какуро из «Элегантности ежика», но в то же время я никто из них».
- «Во внешнем мире то шум и рев, то сон и тишь, бушуют войны, суетятся и умирают люди, одни нации гибнут, другие приходят им на смену, чтобы в свой черед сгинуть, а посреди этой оглушительной круговерти, этих взрывов и всплесков, на фоне вселенского движения, воспламенения, крушения и возрождения бьется жилка человеческой жизни. Так выпьем же чашечку чая».
Ольга Стопинска, Наталья Войченко (с) "Лилит"