В Москве всегда сносили церкви. Причины для этого были разные, но чаще всего строение просто изживало себя: разрушалось, дряхлело пока на его месте не возводили новый храм. После 1917 года появился новый повод для сноса - идейные соображения. Раз государство атеистическое, значит и эти пережитки прошлого ни к чему. Как распорядились строители новой жизни освободившейся площадью посмотрим на примере четырех улиц.
Пройдём короткий, но довольно извилистый маршрут: от угла Воздвиженки и Крествоздвиженского переулка до Волхонки.
Топонимика старого города очень наглядно показывает, что где было. Крестовоздвиженской (Воздвижения Креста Господня ) церкви давно нет, а улица и переулок по прежнему носят её название. Их угол как раз задаёт границы владения, на территории которого она стояла. Правда, сначала был целый монастырь.
В войну 1812 года его сильно потрепало, а потом и пожар сделал своё дело. Было решено монастырь упразднить, а на месте сгоревших братских корпусов поставить дома для служителей Успенского собора Кремля. Но церковь начала 18 века осталась. У неё был необычный для Москвы внешний вид: центральная главка в симметричном окружении еще четырёх меньших по размеру. Все они ступенчато спускались вниз. Такие проекты больше характерны для украинских церквей 17 века. Говорят, это был один из последних образцов барокко в Москве. В Крестовоздвиженской церкви венчался с дочерью Вятского вице-губернатора писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, здесь было захоронение канцлера Воронцова.
Но в 1936 году строили метро и на месте храма надо было бурить ствол шахты. Сегодня это место отмечено небольшой площадкой, на которой так ничего и не прижилось. Свободное пространство обрамляют с боков те самые дома служителей Успенского собора. Их классический стиль и формы остались почти не тронутыми. До 1979 года сохранялись и ворота ограды. Говорят, сносили их в ужасной спешке, когда взялись делать подземный переход. В результате работ вскрылся культурный слой с предметами обихода, гробами и старыми фундаментами. Но изучать находки никто не стал, всё быстро сгребли в кучу и отправили на свалку.
Дальше, если пройти по переулку, выход на Знаменку, а с некоторым смещением и на Большой Знаменский переулок. Тут на углу стояла Знаменская ( Знамения Пресвятой Богородицы ) церковь. На одном из её колоколов была дата 1600 год и слова "подаянием приходских людей". Исследователи отмечают, что каменному храму предшествовал другой более старый.
Уже в начале 17 века, он упоминался в протоколах допросов сторонников Дмитрия Самозванца. Тот, как известно, назывался сыном Ивана Грозного, а признавший его люд под пыткой вещал, что он дескать поповского роду-племени, отец его служил в "Знаменья Пречистыя". В 1931 году Знаменскую церковь тоже снесли, со временем водрузив на освободившемся месте целую... автостоянку для машин Минобороны.
Кстати, название улицы пошло именно от церкви. Это на всякий случай, может, случайно подумал кто-нибудь, что дело в штабном знамени.
В самом начале Знаменки, напротив Боровицких ворот Кремля, в конце 17 века была построена пятиглавая церковь Николы Стрелецкого ( Николая Чудотворца Стрелецкого ). Она отличалась нарядными наличниками с волнистыми навершиями и процветала вплоть до того момента, когда Петр 1 распустил квартировавший тут стрелецкий полк.
Во время войны 1812 годы ей тоже досталось, но силами прихожан храм удалось быстро восстановить. Его час пробил только в 1932 году. Сокольническую линию метро в этом месте прокладывали открытым способом и Никола Стрелецкий первый попал под раздачу.
Теперь правую сторону улицы, у подножия шиловской галереи, украшает лишь уложенный плиткой пятачок. Здесь соорудили часовню, естественно "в память об утрате". У нынешних чекистов такая же мода "оплакивать святыни", как у их предшественников сносить.
На Волхонке всё ясно, одна улица - один Храм Христа Спасителя. Некоторые, впрочем, считают его памятником Лужкову. В этом есть немалая доля истины. Но в данном случае интересен не циклопический новодел, а то, что было с ним рядом. Речь идёт о церкви Похвалы Богоматери в Башмакове.
На фоне детища архитектора Тона она выглядела довольно миниатюрной. Казалось даже, будто их поставили рядом специально, чтобы люди почувствовали разницу. На самом деле церковь появилась гораздо раньше, еще в 1705 году на дворе думного дьяка Дементия Башмакова. Малое не мешало большому. По крайней мере, до поры до времени. Оба сооружения уничтожили одним взрывом в 1932 году, под строительную площадку Дворца советов.
Когда решили восстановить историческую справедливость, про церковь Похвалы и не вспомнили. В огромном архитектурном ансамбле Храма Христа Спасителя ей не нашлось места. Хотя чего-чего, а этого вокруг предостаточно.