Найти в Дзене
Рафик

Хождения по мукам или ....

Путь трудовых мигрантов, северного Таджикистана в Россию.

До недавних времен, точнее до 2017 г., большинству трудовых мигрантов, проживающих на севере Таджикистана, краткая справка: в бытность СССР, один из самых индустриально развитых регионов, Средней Азии, Ленинабадская область, названный в честь великого вождя октябрьской революции В.И. Ленина, приходилось прокладывать путь, с точки зрения логистики не самый удобный, а именно через всю территорию Кыргызстана, с юга на север, потому что север Таджикистана граничить с югом Кыргызстана, кстати некоторые участки, границы, являются очагами приграничных конфликтов, вспыхивающих, к сожалению с некоторой периодичностью, хотя в последнее время, делается немало для предотвращения подобных недоразумений.

Так вот, ближе к сути, путь мигрантов, следующих в Россию, автомобильный, более или менее состоятельные предпочитают добираться до так, называемой южной столицы Кыргызстана г.Ош, а оттуда лететь дальше самолетом, почему именно автомобильный, причина в горном рельефе территории Кыргызстана, изобилующим несколькими перевалами выше 3000 метров над уровнем моря, это подразумевает, почти экстремальные условия передвижения, перепады давления, температуры заторы перед тоннелями, естественно железной дороги там нет, хотя существуют амбициозные планы, на уровне деклараций, по строительству железной дороги, совместными усилиями Узбекистана, Кыргызстана и Китая, но они очень далеки от осуществления. До недавнего времени перевозчики, в основном это граждане Кыргызстана на своих автомобилях забирали трудовых мигрантов, являющихся в основном подданными Таджикистана с территории самого Таджикистана, но потом им стало затруднительно въезжать на территорию Таджикистана, и они стали забирать их с границы, куда их доставляли таджикские перевозчики. Далее пеший переход, таджикско-кыргызских пограничных КПП и далее на нескольких микроавтобусах, организованной колонной, людей перевозили на север до Казахской границы, путь занимал около суток, там они также пешими переходили, кыргызско-казахские пограничные КПП и пересаживались на автобусы, принадлежащие в основном таджикским гражданам, которые осуществляли доставку через территорию Казахстана в Россию. Сами понимаете столько мытарств, люди переносили из-за дешевизны, а оно подразумевает, отсутствие комфорта и риски для здоровья на всем протяжении пути. Особенно тяжко приходится женщинам и детям, поскольку многие мигранты, имеют двойное гражданство или вид на жительство и уже давно ездиют на заработки, на постоянное проживание с семьями, такой же путь и в обратном направлении, кто-то едет с заработков, кто-то на похороны или свадьбу родных и близких, кто-то просто с семьей отдохнуть и побыть в родных местах. Практически это уже давно, не сезонное, а круглогодичное движение людей, с которым тесно связанно жизнь, людей проживающих на территориях, через которые пролегает дорога мигрантов. Если Вы читали мою первую статью, то там я разделил мигрантов на три категории, так вот вторая категория (опытные), уже давно предпочитают ездить на своих личных автомобилях, они, как правило, друзья или родственники, делят расходы, естественно так выходит в разы дешевле.

В начале своего рассказа, я указал, дату ( до 2017г.), объясню, вышеописанное направление было актуально, именно до 2017г. Дело в том, что в 2016г, в Узбекистане сменилась власть, которая стала проводить, политику сближения с соседями, и соответственно, стала открывать границы республики, что сразу же переориентировало направление, движения мигрантов, поскольку, жителям Таджикистана, в данном случае не только севера республики, географически, ближе и удобнее, следовать транзитом через территорию Узбекистана, конкретнее, например, если брать жителей, севера Таджикистана то им необходимо всего лищ, несколько часов, чтобы проехать, равнинную Ташкентскую область Узбекистана и оказаться на территории Казахстана. Но казахские степи, особенно зимой тоже коварны: это пронизывающий, леденящий ветер, временами сильнейшие морозы до -40, снежные метели, которые переметают напрочь все дороги, и там можно встрять как минимум на несколько дней. Поэтому, кто с семьей и детьми предпочитают зимой не ездить. Вот такова дорога, жизни людей, которые ищут свое счастье.
Завершая свой рассказ, хотел бы пожелать ( никого не хочу учить, а тем более советовать), всем быть добрей, меньше зла, поверьте так живется легче и на душе, становится светлее.