Найти в Дзене
Дмитровский край

Царь-танк

В августе 1915 года на дмитровской демле, недалеко от села Орудьево состоялось историческое событие – испытание Царь-танка – удивительной технической разработки русского инженера Николая Лебеденко. Во время первой мировой войны сила вооружения армии имела первостепенное значение. Подавить противника техническим превосходством - лучший способ завоевания как тактического, так и стратегического преимущества. Поэтому создание бронированной колесной машины представлялось инженеру Н. Лебеденко совершенно необходимой и срочной задачей. Идея о строительстве такой боевой единицы возникла у Николая Николаевича Лебеденко в связи с образом среднеазиатской повозки-арбы, которая, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью могла преодолевать ухабы и канавы. Именно поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих для передвижения гусеничную ленту, Лебеденко предложил проект колёсной боевой бронированной машины. Главной, наиболее выделяющейся частью «танка Лебеденко», были два огромных,

В августе 1915 года на дмитровской демле, недалеко от села Орудьево состоялось историческое событие – испытание Царь-танка – удивительной технической разработки русского инженера Николая Лебеденко.

Во время первой мировой войны сила вооружения армии имела первостепенное значение. Подавить противника техническим превосходством - лучший способ завоевания как тактического, так и стратегического преимущества. Поэтому создание бронированной колесной машины представлялось инженеру Н. Лебеденко совершенно необходимой и срочной задачей.

Идея о строительстве такой боевой единицы возникла у Николая Николаевича Лебеденко в связи с образом среднеазиатской повозки-арбы, которая, благодаря колёсам большого диаметра, с лёгкостью могла преодолевать ухабы и канавы. Именно поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих для передвижения гусеничную ленту, Лебеденко предложил проект колёсной боевой бронированной машины.

Главной, наиболее выделяющейся частью «танка Лебеденко», были два огромных, выступающих вперед колеса. Диаметр каждого составлял 9 метров, что сопоставимо с высотой 3-х-этажного дома. Размах оси ходовых колес – 7 метров. В средней части машины должна была располагаться неподвижная пулемётная рубка. Весь корпус имел ширину 12 м, на выходящих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны (выступающие части) с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Тип брони – стальная катаная. Под днищем планировалась установка дополнительной пулемётной башни. Машина опиралась на задний каток диаметром 1,5 метра. Общий вес машины – более 45 тонн.

В движение танк должны были приводить два мощных трофейных авиационных двигателя «Майбах», снятые со сбитого вражеского дирижабля. Двигатели - карбюраторные, высокооборотные, по 240 л. с. каждый. Планировалось, что экипаж танка будет состоять из 15 человек.

Проектная скорость передвижения машины рассчитывалась как 17 км/час.

Размеры и мощность проектируемой бронированной «повозки» представлялись особо значительными и поэтому модель получила название «Царь-танк». За его сходство с летучей мышью его называли также «Нетопырь», а за огромные размеры – «Мастодонт».

Идея «Царь-танка» была достаточно революционной, но Лебеденко удалось ею заинтересовать профессора Н. Жуковского, с которым он познакомился еще до войны на XII съезде естествоиспытателей и врачей. Николай Егорович Жуковский предложил ему в качестве сотрудников своих племянников, студентов МВТУ, Александра Микулина и Бориса Стечкина. Лебеденко заявил им, что при помощи таких машин будет совершен прорыв всего германского фронта и Россия выиграет войну. По замыслу автора, машина в разобранном состоянии должна была большими секциями доставляться по железной дороге к театру военных действий, там собираться на болтах и выдвигаться к линии фронта.

Когда рассчитанный проект был готов, он был представлен главе Союза земств и городов князю Г.Е. Львову, а тот уже смог организовать Лебеденко аудиенцию у царя Николая II.

Встреча состоялась 8 января (21 января по новому стилю) 1915 года в Зимнем дворце. Для более наглядной демонстрации своего проекта конструктор принес деревянную модель боевой машины, которая приводилась в действие обыкновенной пружиной от граммофона. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трёх томов «Свода законов Российской Империи». Царь был настолько впечатлен конструкцией, что ассигновал на постройку опытного образца 210 тыс. рублей из собственных средств. Деревянную модель танка, изготовленную Лебеденко для демонстрации императору, Николай II оставил себе.

Работы по изготовлению опытного образца шли довольно быстро. Известно, что части корпуса производилась в московских Хамовниках, а детали ходовой части изготовляли на чугунолитейном заводе Галкина в Дмитрове (ставшего впоследствии Дмитровским экскаваторным заводом).

Лебеденко считал, что все работы должны вестись в строжайшей тайне для того, чтобы обеспечить эффект внезапного ужаса для противника, и главная задача, которую ставили перед танком – прорыв оцепления – была бы успешно решена. Поэтому сборку машины осуществляли в глухом лесу, на специально подготовленной площадке в районе железнодорожной станции Орудьево (по направлению к деревне Очево). Помимо монтажной площадки были построены мастерские, подведена узкоколейная дорога, построен земляной вал, территория обнесена колючей проволокой. Охраняли секретный объект военные патрули.

участники группы Космопоиск в Лестанка
участники группы Космопоиск в Лестанка

Сборка машины началась в июле 1915 года и выполнялась посекционно. А 27 августа (9 сентября) 1915 года в присутствии представителей армии были проведены первые ходовые испытания. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства и сначала машина пошла довольно уверенно, сломав как спичку попавшуюся на пути березу. Пока танк двигался по гати, все шло нормально, но, пройдя несколько десятков метров и выйдя на мягкую почву, задний каток попал в канаву и танк остановился. Вытащить его не смогли даже мощности «Майбахов». Вероятно, одной из причин было то, что инженеры не смогли добыть сталь запроектированной толщины, и вес танка превысил расчетный в полтора раза.

Испытания закончились неудачей. Конструкторы приняли решение разработать более мощные двигатели. Танк оставили в лесу, выставив к нему охрану. Еще два года, вплоть до Октябрьской революции, в этих местах можно было услышать: «Стой! Кто идет?». Но после 1917 года охрана разбежалась, и танк остался стоять в лесу, напоминая жителям о несостоявшемся проекте и служа местным мальчишкам местом для смелых игр.

В 1923 году то, что осталось от танка начали разбирать на металлолом. Но кое-что можно найти и сегодня. Некоторые поисковики-краеведы до сих пор находят в лесу на месте испытания танка детали конструкции, в том числе детали башни, спицы колеса, крупные металлические гайки и т.п. В лесу хорошо сохранились две глубокие колеи, идущие параллельно друг другу, расстояние между ними – 7 метров, то есть, в ширину колеи «Царь-танка».

Всю эту местность жители прозвали «Лес танка». Название позже видоизменилось до слитного «Лестанка», причем с ударением на последнем слоге, поскольку местным крестьянам не сразу бывалые фронтовики смогли растолковать, что это за чудо техники запрятано в лесу и что значит иностранное слово «танка».

И хотя проект явно не удался, можно считать, что у него было несколько положительных следствий. Первое – то, что русский «танк»-боевая колесная машина была все-таки построена и внесла свой существенный вклад в развитие русского танкостроения, показав достоинства и недостатки как самой идеи, так и ее воплощения.

Вторым положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми студентами Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали совершенно новый двигатель АМБС-1 (название составили из первых букв своих имен и фамилий). Проект авиационного двигателя АМБС был крайне смелым и необычным. Микулин и Стечкин собирались использовать аксиальную компоновку, противоположно-движущиеся поршни и прямой впрыск топлива в цилиндры. В дальнейшем все эти идеи нашли свое применение, но в 1916 году они считались слишком новаторскими. В силу ряда причин сотрудничество молодых конструкторов с Н. Лебеденко прекратилось и весь проект «Царь-танка» не получил дальнейшего развития.

Однако профессиональный интерес и полученный опыт позволил стать А.А. Микулину и Б.С. Стечкину выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.

В январе 2018 года на территории музея Истории танка Т-34, расположенного на Дмитровском шоссе, был создан приблизительный макет Царь-танка, который позволяет оценить размеры и форму этой уникальной русской бронированной боевой машины. Машины, сконструированной и проходившей испытания в орудьевских лесах под Дмитровым 105 лет назад.

http://dmkray.ru/orudevo.html

http://dmkray.ru/orudevo.html#tsar-tank

Библиография:

Мурга, Н. «Царь-танк». Поисковики нашли первый русский танк / Наталья Мурга // Дмитровские известия. – 2011. – №3(64).

Нечаев, И. Царь-танк под Орудьевом / Игорь Нечаев // Дмитровские известия. – 2006. - №5. – апрель. – С. 3.

Плеханова, С. Как в Дмитровских лесах Царь-танк построили / Светлана Плеханова // Север Подмосковья. – 2017. – 17 марта. – С.10.